«Русские» захватывают целый район в центре Америки, и жители штата в страхе скрываются в горах... Секретный агент предотвращает третью мировую войну, которую пытается спровоцировать не кто иной, как «русский генерал Орлофф», протащив в чемодане в центр Европы атомную бомбу... Ветеран вьетнамской войны Рэмбо вновь отправляется во Вьетнам, чтобы выручить американских солдат, томящихся в «красном плену».
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Владимира Баскакова (1921-1999), опубликованной в 1988 году:
«Огненный лис»... Эта лента носит открыто агрессивный характер.
Известный американский актер Клинт Иствуд ранее прославился, как и Джеймс Кобурн, в ролях ковбоев. Но на этот раз он не только сыграл главную роль, но и взялся за режиссуру.
В фильме он играет роль американского летчика, вьетнамского ветерана, теперь ушедшего на покой. И вот генеральному штабу НАТО понадобился его опыт: ему решают поручить секретную миссию — тайно пробраться в Советский Союз и похитить новый самолет с кодовым названием «Огненный лис», который может сбивать любые ракеты и подчиняется лишь командам, отданным мысленно.
Так возникает фантастическая ситуация, носящая, впрочем, наглый антисоветский характер. В фильме демонстрируются самые невероятные похождения героя в Москве с участием «красных агентов», «диссидентов» и т. д. и т. п. В конце концов Клинт Иствуд — Митчел, несколько раз меняющий свою внешность, оказывается, как полагается в классическом американском вестерне, победителем.
Что это — еще один Джеймс Бонд в добавление к тринадцати фильмам из серии о приключениях секретного агента 007 «с правом на убийство»? Нет, «бесстрашный защитник западной цивилизации» совершал свои подвиги по большей части в фантастических ситуациях — на затерянном в океане острове, в космосе, под водой.
Здесь же — стремление к конкретности, к беззастенчивому навязыванию миллионам кинозрителей грубых схем.
Такой же характер носит и другой шумно рекламируемый фильм — «Энгима» режиссера Жано Шварца. «Энгима» — это по-латыни «загадка», и все в этом фильме построено на загадочных хитросплетениях сюжета, развернувшегося в Западном Берлине, а также в столице ГДР, куда проникает агент ЦРУ, чтобы похитить шифровальную машину в советском посольстве.
...Три трупа со срезанными лицами на аллеях московского Парка имени Горького; три головы в холодильнике у сотрудника московской милиции Аркадия Ренко, который вовлечен в сложную интригу с участием некого торговца мехами Джона Осборна, американского агента Уильяма Кервила и майора советской разведки Приблуды...
«Русские» захватывают целый район в центре Америки, и жители штата в страхе скрываются в горах... Секретный агент предотвращает третью мировую войну, которую пытается спровоцировать не кто иной, как «русский генерал Орлофф», протащив в чемодане в центр Европы атомную бомбу... Ветеран вьетнамской войны Рэмбо вновь отправляется во Вьетнам, чтобы выручить американских солдат, томящихся в «красном плену».
Что это? Бред сумасшедшего?
Нет, это фильмы, созданные крупными американскими и транснациональными киномонополиями с привлечением видных режиссеров и популярных актеров.
И фильмы, о которых выше шла речь, с броскими названиями — «Красный рассвет», «Парк Горького», «С попутным ветром на Запад», «Огненный лис», «Рэмбо. Первая кровь, часть 2», — и прочие наглы в своей художественной нелепости и агрессивности.
Лондонский журнал «ТВ-Таймс» сообщал, что по британскому телевидению была показана программа, посвященная всей «Бондиане» — от «Доктора Но» до «Октопусси».
Были показаны отрывки из всех лент. Программа открылась специальным обращением к зрителям президента США. В программе участвовали такие знаменитости, как Генри Форд-второй, известный американский комик Боб Хоуп, боксер Кассиус Клей, актер Фрэнк Синатра, знаменитый «культурист», исполнитель главной роли в нашумевшем боевике «Конан-варвар» Арнольд Шварценеггер, бывший директор ЦРУ Джон Коллинз и другие.
Бывают и настоящие курьезы. Французский журнал «Позитив» со ссылкой на американскую газету «Вэрайети» рассказывает о случае, происшедшем во время съемок фильма «Красный рассвет»,— о нападении советского десанта на Калифорнию.
«Не стреляйте! Не стреляйте! Я вовсе не русский солдат!» — именно эти слова выкрикивал Джим Фишер, каскадер, работающий в кино, когда был «взят в плен» неким гражданином города Лас-Вегас, направившим свое оружие на этого парашютиста, переодетого в «русскую» форму, застрявшего на дереве и раненного. Дело было не в нашествии русских: на американский Дальний Запад (а сей досточтимый гражданин полагал, что именно русские неминуемо угрожают его стране),—это был просто инцидент во время съемок фильма Джона Милиуса «Красный рассвет», в котором всерьез рассказывается именно о подобном вторжении. ...
... «Роки IV» — об американском боксере, вступившем в схватку и победившем русского силача Ивана Драгу. Весь этот фильм пронизан нескрываемой антипатией к нашему народу. ...
...На наших экранах шел фильм Фассбиндера «Замужество Марии Браун», — наверное, самая показательная для его творчества лента.
Это как бы концентрированная картина жизни «маленького человека» в условиях послевоенной Западной Германии. Реальная судьба обычной женщины, разными, часто аморальными путями пытавшейся «выплыть наверх», как бы спроецирована на сложный, противоречивый путь общества; тонко, ненавязчиво и драматично показана эфемерность буржуазного преуспеяния, зыбкость «экономического чуда», бездуховность и проституирован- ность всех и вся. Этот фильм выявил очень большие потенции режиссера.
В последующем фильме Фассбиндера, «Лили Марлен», героиня, маленькая эстрадная певичка, оказывается вовлеченной в грандиозную пропагандистскую машину гитлеровского рейха и неумолимо превращается в винтик и жертву этой машины.
Есть определенный антифашистский и антибуржуазный потенциал и в картине «Тоска Вероники Фосс». В этой ленте рассказывается, как старая актриса в первые послевоенные годы оказывается жертвой тех, кто унаследовал «традиции» третьего рейха.
Фассбиндер поставил более сорока картин за свою короткую жизнь, оборвавшуюся загадочно и трагично.
Это разные по своему качеству, да и, пожалуй, по ориентации ленты. Но среди них есть фильмы, правдиво показывающие различные грани современной режиссеру действительности. ...
...Федерико Феллини — «Джинджер и Фрэд».
Великий мастер, прошедший в искусстве экрана почти сорокалетний путь, и на этот раз предстал во всей своей художественной мощи.
Он создал фильм, который по характеру, стилю, гуманистическому потенциалу напоминает «Ночи Кабирии», «Дорогу», «Сладкую жизнь» — картины, которые сделали имя Феллини столь значительным в истории мирового кино.
Сюжет фильма, в общем, прост, но исполнен большого смысла.
Могущественная римская телекомпания пригласила для рождественской передачи двух давно забытых эстрадных артистов — Амелию Боннети и Пиппо Боттичелу. Давно, более тридцати лет назад, они имели успех, исполняя на эстраде танцы в стиле модных когда-то американских танцоров Джинджер Роджерс и Фрэда Астера, — их так и звали, Джинджер и Фрэд.
Но это было давно. А теперь Амелия — пожилая женщина, у нее дочь, внуки, она тихо живет в провинции. И вот она приезжает в Рим и сразу оказывается в буйном водовороте телевизионного центра. Ее встречают какие-то девицы, везут в автобусе, рядом с ней — еле живой восьмидесятилетний адмирал, который почему-то будет участвовать в той же программе. Здесь же труппа лилипутов —- она будет выступать сразу за их номером.
Джульетта Мазина с тонкостью передает смятение, удивление, страх, охватившие героиню в этом безумном мире телевидения, где все пульсирует, движется, шумит; снуют какие-то странные, сверхмодные или просто обнаженные девицы, взмыленные администраторы, артисты самых причудливых амплуа, двойники великих «звезд» прошлых лет. И уже поздно вечером в номере, успокоившись, Амелия хочет заснуть — ведь завтра представление, — но не может: за стеной раздается какой-то немыслимый храп. Она встает, стучит в соседний номер, дверь открывается... и на пороге заспанный, растрепанный Пиппо (Марчелло Мастроянни) — ее бывший партнер фрэд. Эти тридцать лет, что они не виделись, не были для него удачными: после того как они расстались, а он ее любил, Пиппо бросил эстраду, перебивается случайными заработками, выпивает и на эту передачу согласился из-за гонорара, — хоть он и не столь велик, но все-таки кое-что. Он всегда ее помнит — это была его большая любовь, и вот через тридцать лет встреча здесь, среди сонмища телевизионных монстров.
Марчелло Мастроянни с удивительной достоверностью ведет эту, в общем-то, непривычную для него роль — разбитого жизнью, стареющего человека, еще сохраняющего какое-то изящество, острый и критичный ум.
Федерико Феллини всегда умел сочетать правду деталей и психологического поведения героев с почти фантастическими, гротескными сценами. И здесь, изображая буйный мир телевидения, он не жалеет сатирических красок. Все время засыпающий развалина адмирал, серьезно шествующие лилипуты, наглый, циничный конферансье, какие-то культуристы, играющие своими бицепсами рядом с испуганной героиней, и, наконец, еще одна «звезда» телевизионного шоу: прямо из тюрьмы жандармы привезли молодого человека обаятельной внешности, одного из руководителей каморры — он тоже будет выступать перед телезрителями.
И рядом трогательно, с симпатией изображены героиня и герой — Джинджер и Фрэд. Они волнуются, пытаются репетировать свою чечетку 40-х годов, проклинают и себя и администрацию за то, что согласились участвовать в этом балагане. Она серьезна, сосредоточенна, ей даже кажется, что повторяется ее «звездный» час.
И вот наконец ярко освещенная сцена, включена аппаратура, конферансье с деланной улыбкой называет их имена, специальные администраторы дирижируют аплодисментами публики. Они начинают танцевать, но Фрэд давно забыл эти ритмы, сбился и упал, да тут еще погас свет в зале. Но они все-таки дотанцевали кое-как свой номер — ведь и целью устроителей шоу было напомнить о давно ушедшем, да, впрочем, и поиронизировать над старыми актерами.
Итак, мастер своим фильмом вмешался в споры, которые идут сегодня в мире, — о роли и месте массовых коммуникаций, о человеке в системе мощных аудиовизуальных средств. ...
Конечно, встреча с новой работой Феллини всегда праздник, и эта встреча показала, что в современном западном кино есть силы, противостоящие потоку антигуманизма. ...
Может быть, лучше всего противоречивость этого экрана демонстрирует включенный фильм Лилианы Кавани «Берлинское дело».
Действие этого фильма происходит в Берлине фашистского периода, в середине 30-х годов. Жена преуспевающего молодого дипломата, сотрудника министерства иностранных дел Хейнца фон Холендорфа, Луиза (актриса Гудрун Ландгребе), на уроке рисования, который она посещает, познакомилась с дочерью японского дипломата Мицуко (актриса Мио Такаки).
Японская девушка оказалась обладательницей такой силы, которая повергла и Луизу и ее мужа в пучину сложнейших психологических и се***альных отношений. Завязывается любовная игра, превратившаяся в трагедию. Луиза и Мицуко встречаются в захудалой гостинице где-то в Потсдаме и предаются безумной лес***ской любви. Причем эта и другие ситуации возникают как бы в двойном плане - и на экране и в беседе, которую ведет Луиза с профессором-психоана- литиком, исповедуясь ему в своих чувствах и страстях.
История еще более запутывается в связи с тем, что муж Луизы наблюдает частые встречи молодых женщин и догадывается о причинах этих встреч. Хейнц взволнован: ведь в условиях третьего рейха это может стать причиной краха его дипломатической карьеры.
Но в отношениях между Луизой и Мицуко также возникает осложнение, — оказывается, японская девушка встречается в той же гостицице с художником-итальянцем, у которого они учатся. Сцена ревности: художник объявляет, что хочет жениться на Мицуко, но требует у Луизы расписку в том, что и она согласна на связь с ним. Когда Хейнц узнает об этой расписке, он, боясь скандала, через своего брата, связанного с гестапо, избавляется от художника — того арестовывают и высылают из страны. У Мицуко вновь возникает неодолимая страсть, но теперь уже не к Луизе, а к Хейнцу. Мицуко, Луиза и Хейнц начинают жить втроем.
Лилиана Кавани, очевидно, полагает, что ставит в своем фильме не только психопатологические и се***альные, но и важные политические проблемы.
И потому вводятся сцены в министерстве иностранных дел, где сам Риббентроп, только что назначенный министром, заявляет Хейнцу, что скандальная ситуация в его семье становится предметом гласности. И Хейнц решает тайно покинуть страну вместе с Мицуко и Луизой. Но следует еще один поворот: оказывается ,Мицуко каждый вечер принимала сама и давала остальным снотворное, причем в разных дозах, — пока Луиза спала, они с Хейнцем просыпались... И на этот раз в той же гостинице в Потсдаме, где они уже не раз встречались, Мицуко дает всем снотворное. Но просыпается одна Луиза, — Мицуко и Хейнц лежат в объятиях мертвые.
И заключительная сцена: Луиза рассказывает профессору-психоаналитику, ученику Фрейда, обо всей этой трагической ситуации. В это время в квартиру приходят гестаповцы, чтобы арестовать профессора. Луизе удается унести рукопись его книги, где, очевидно, и рассказана вся эта история.
Как видим, в фильме патология, се***альный эпатаж и политика, даже приметы антифашистской темы, соединены в сложный узел.
Стоит ли, однако, говорить, что все эти истории — с профессором-психоаналитиком, которого преследуют нацисты, неким генералом-го*******уалистом, которого шантажирует гестапо, тирадами Риббентропа, упоминаниями об аншлюсе — лишь декорация, призванная дать политическую и элитарную оболочку явлению совсем иного сорта.
Да и вряд ли транснациональная монополия «Кэннон-групп», наводнившая сегодня западный кинорынок самыми разными опусами — от эро*ических фильмов до фильмов ужасов, от космических приключений до политических боевиков, — стала бы делать серьезный антифашистский фильм.
Но политика в моде, да еще не кончилась мода и на левофрейдистские теории, объясняющие фашизм подавлением се***альных влечений человека.
Вспомним, что более десяти лет назад та же Лилиана Кавани сделала фильм «Ночной портье», который вызвал в ту пору широкую полемику в западной печати.
Не случайно в рекламных афишах «Берлинского дела» указывалось, что этот фильм поставлен режиссером знаменитого «Ночного портье». Да сегодня тот фильм стал чуть ли не классикой. Под его влиянием сделаны десятки лент и в Европе и за океаном.
Напомню его содержание. В Вену на гастроли приезжает знаменитый дирижер со своей женой. В отеле поздно вечером эта богатая дама в скромном ночном портье узнает человека, который много лет назад в фашистском концлагере мучил и истязал людей. У нее, тогда совсем юной девушки, он выжег на руке лагерный номер, растлил ее, заставил по вечерам забавлять комендатуру лагеря, и она, полуголая, пела немецкие шлягеры захмелевшим эсэсовцам.
Но теперь вчерашний фашистский палач, ставший скромным ночным портье, вызывает у героини не ненависть, не ужас и даже не презрение, а чувство неодолимого физического влечения. Такое же влечение чувствует Макс — ночной портье — к бывшей своей жертве.
Сюжет осложнен еще и тем, что бывшие коллеги героя, собравшиеся в этом городе на свое очередное тайное сборище, поняли, что приезжая дама узнала ночного портье и может выдать всех. Но любовь (даже не любовь, а патологическая страсть палача к жертве, а жертвы к палачу) оказывается сильнее смертельной угрозы. В каморке ночного портье он и она, находясь под постоянным наблюдением бывших нацистов, с упоением предаются охватившей их страсти.
Конец фильма символичен: она надевает лагерную полосатую форму, он — эсэсовский мундир, и, взявшись за руки, они выходят из дома навстречу своим преследователям. Сраженные пулями, палач и жертва падают рядом на мокрую мостовую.
Сама Лилиана Кавани утверждала, что фильм был задуман ею как антифашистский. Бывшие нацисты жестоко расправляются со стихийными проявлениями человеческой чувственности. Отсюда вывод: фашистский строй противоречит человеческим эмоциям. И это в фильме действительно показано сильно.
Бывший эсэсовский палач Макс в изображении известного английского актера Дирка Богарда и в трактовке режиссера — фигура противоречивая. Он не вписывается в контуры подпольной нацистской организации, его чувства вырываются наружу, что в конечном счете и приводит его и Лючию к гибели.
Однако главный смысл фильма, его структура и основная, ведущая мысль идут в совершенно ином направлении. Через всю эту высокопрофессионально снятую картину (с прекрасными актерами, с великолепным умением режиссера создать необходимый психологический настрой) проходит мысль о гнетущей человеческую личность патологической страсти к насилию и желании подчиниться силе.
Философский посыл этой картины — и на это обратила внимание прогрессивная европейская и американская критика, — по существу, ведет не к разоблачению, а к деформации самой сущности понятия «фашизм».
Из явления социального и классового фашизм превращается в явление психопатологическое. Более того, авторы вольно или невольно внушают зрителю мысль о том, что фашистская идеология как бы соответствует природе человека, его биологической сути.
Не только в буржуазной, но и в леворадикальной критике этот фильм получил поддержку, правда с известными «теоретическими оговорками».
Но дискуссия вокруг него свелась к гальванизации наследия одного из основоположников теории «се***альной революции», немецкого психоаналитика Вильгельма Рейха, и иных философов, пытавшихся объяснить явления социальные причинами биологическими.
Фашизм В. Рейх рассматривал наподобие болезни, которой страдало человечество еще с доисторических времен, когда перешло от матриархата к патриархату. Поэтому и определение фашизма как открытой диктатуры наиболее реакционных кругов капитализма, по В. Рейху, недостаточно, неполно. Фашизм — это, согласно мысли В. Рейха, психологическая структура, заложенная в сознании каждого индивидуума в условиях сексуального подавления личности, се***альных табу. Так, стремясь объединить марксизм и фрейдизм, В. Рейх, как и его духовные наследники, пытались объединить сексуальный радикализм с революционным и антифашистским движением. ...
Фильм «Ночной портье» создан давно, хотя отзвуки дискуссий вокруг него не отгремели и до сего дня.
Позже Лилиана Кавани поставила фильм «По ту сторону добра и зла» — о жизни Ницше. На Каннском фестивале 1981 года был показан другой фильм Лилианы Кавани — «Кожа». Он идет и сейчас на экранах Запада, и вокруг него тоже не затихает дискуссия.
Поставленная по роману известного итальянского писателя Курцио Малапарте, «Кожа» повествует о первых месяцах американского вторжения в Италию, — действие происходит в Неаполе. Режиссер взяла лишь ряд мотивов этого многопланового романа, — впрочем, не лишенного декадентских черт. По внешним признакам в фильме немало критических стрел, направленных против американцев. Придя в Италию, они увлечены не ведением боевых действий против гитлеровцев, а разного рода спекулятивными махинациями да проститутками, в обилии появившимися в городе.
И генерал (его играет знаменитый американский актер Берт Ланкастер) закрывает глаза на то, что исправный танк «шерман» распродают на детали спекулянты. Некий проходимец, выдающий себя за бойца Сопротивления, предлагает генералу казнить спрятанных у него немецких солдат и выдать их за захваченных в бою. Разгул, спекуляция, разврат, — все это впечатляюще и с юмором показано в фильме. Но антиамериканизм фильма — лишь нехитрый камуфляж.
Американцы представлены как грубая, но здоровая сила, с легкостью преодолевающая трудности. Они спасают людей во время землетрясения, юноша лейтенант влюбляется в девушку, которой торгует отец. И опять здесь, казалось бы, нет преувеличений. Разве мало было в американской армии периода второй мировой войны людей благородных, смелых, гуманных?
Дело в другом. Все итальянцы, без различия социального положения, — это гниющая, разлагающаяся, деградирующая толпа. Они не способны к какому-либо созиданию: их удел спекулировать, прости***ровать, морально разлагаться.
Поэтому в фильме такое большое место занимает изображение орг** го*******алистов, куда приводит главный герой фильма, писатель (его играет Марчелло Мастроянни), жену американского сенатора.
Поэтому становится центральным мотив «некрофилии» — культ смерти, самых мерзких извращений. Антифашистов, борцов Сопротивления здесь нет и быть не может, а если они показаны, то это приспособленцы, жулики, извращенцы.
Мы помним замечательные фильмы итальянского неореализма, показавшего мир простых людей, пафос ненависти к фашизму.
Фильм Лилианы Кавани как бы воинственно направлен против неореализма и гуманистического искусства вообще. Да, собственно, она и не скрывает этого. ...
Таким образом, фильм Лилианы Кавани «Берлинское дело», показанный на кинофестивале в Западном Берлине в 1986 году, продолжает все ту же линию деформации фашизма» (Баскаков, 1988: 3-22).
Баскаков В. Вчера и сегодня // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 10. М.: Искусство, 1988. С. 3-22.