Найти тему
Языковедьма

Сардоническая улыбка: страшная тайна острова Сардиния

Прежде чем приступать к самому интересному, разберёмся с терминологией, чтобы убедиться, что мы с вами говорим об одном и том же.

Сардоническая улыбка - это:

  • болезненное состояние - стойкая гримаса, создающая впечатление оскалившейся в злобном, саркастическом смехе маски, встречается при столбняке
  • язвительный, желчный, едкий, злобный, саркастический смех
  • горькая, горестная улыбка

К нам это выражение пришло, скорее всего, от французского ("sardonique"), но существовало оно уже в латыни: "sardonicus rīsus" ("сардонический смех, улыбка"). Было оно и в греческом: σαρδόνιος [sardónios] или σαρδάνιος [sardánios]. Не скажу, что все лингвисты на все сто процентов уверены, что это слово связано с островом Сардиния, но такая версия существует, причем уже с античной эпохи.

Остров Сардиния подарил нам рыбку сардину, а ещё сосиску сардельку (она должна была делаться из сардин), и это факт. А вот про сардонический смех - только версия. Но о ней мы и поговорим, благо там много чего интересного можно накопать параллельно.

Древнегреческий писатель и географ Павсаний во втором веке нашей эры утверждал, что на Сардинии водится растение, похожее на сельдерей, "вкушая которое, люди охватываются конвульсиями и смеются против воли", и умирают, не прекращая смеяться (в 2009 году ученые из Университета Восточного Пьемонта в Италии определили, что этим растением мог быть омежник).

Так вот, может быть такое, что это растение использовали на Сардинии для ритуального убийства стариков - когда те переставали быть в состоянии сами о себе заботиться. Сначала им давали эту траву, а потом сбрасывали со скалы или забивали до смерти, при этом мышечные спазмы заставляли стариков улыбаться.

Кстати, похожая картина наблюдается у больных столбняком: у них развивается тризм, то есть сокращение жевательных мышц, и в разгаре болезни их рот растягивается в такой вот сардонической улыбке, одновременно похожей на гримасу ужаса.

Ритуальные убийства стариков на Земле - не редкость, для этого явления даже придумано красивое слово геронтоцид.

Эта традиция использовалась некоторыми народами на благо племени - обычно в тех случаях, когда племени нужно было часто и быстро кочевать, охотиться и кормить слабых. В связи с этим на островах Фиджи, у австралийских аборигенов, у некоторых индейцев и африканцев, у чукчей и саамов до XX века нельзя было встретить человека старше сорока лет. Кто-то умирал сам, а кому-то помогали.

Известный российский этнограф В. Г. Богораз писал, что у чукчей и коряков обряд должен был совершать после долгих колебаний сын старика, о чем его просил сам старик, чувствуя, что его жизнь становится тягостной как ему самому, так и тем, кто вынужден о нем заботиться. Эскимосы иногда оставляли стариков умирать на льду (последняя фиксация в 1939 году).

Случалось такое и в России, во всяком случае выражения "сажать на лубок (санки, салазки)" и "пора на лубок" происходят именно от подобного обряда: в голодный год зимой стариков могли посадить на лубок и пустить на нем скатиться на дно оврага, где они и доживали последние часы жизни. Когда этот обычай запретили (в XIX веке), стариков стали закрывать в пустом доме, где происходило то же самое (когда про это написали Брокгауз и Эфрон, поднялась большая газетная полемика, но этнографы подтвердили, что хотя городским жителям это кажется дикостью, в глухих деревнях такое действительно иногда происходило).

Помимо чисто прикладного значения, обряду придавали и глубокий смысл, по крайней мере у чукчей считалось, что если человек умирает от болезни, то он становится злым духом. Поэтому, чтобы обеспечить старику спокойный переход в мир иной и избавить от посмертных метаний, нужно было ему помочь. Недостойная смерть могла лечь позором на весь род старика и на его потомков.

Так вот, судя по всему, на Сардинии старикам умирать долго и в мучениях тоже не хотелось, терпеть своих стариков в таком состоянии тоже не считалось необходимым.

Есть и дополнительная легенда, связанная с Сардинией: пишут, что в последние века ритуальные убийства стариков совершали женщины определенной профессии - "аккабадоры" ("завершительницы"). Это были крепкие женщины средних лет, передававшие ремесло от матери к дочери целыми поколениями. Иногда они же работали акушерками, только на такую работу они приходили в белом (на завершение жизни - в черном).

Убивала аккабадора следующим образом - обхватывая шею старика ногами, гладила его по голове, пела ему песни, которые матери поют младенцам, и постепенно усиливала давление на шею так, что человек не замечал, как лишался чувств. В других случаях работали быстрее - молотом.

Можно было бы предположить, что традиция эта идёт на Сардинии от народа сардов, которые считаются потомками одного из "народов моря", но на самом деле от стариков избавлялись практически повсеместно, так что вряд ли это какая-то чисто сардинская история.

И хотя одним из признаков цивилизации было появление "бабушек", о которых заботились, все данные этнографов говорят о том, что о ком-то заботились, а о ком-то нет (видимо, в зависимости от трудности жизни), кроме того, о бабушке ещё могли заботиться, а о прабабушке уже, извините, нет, когда она ни с правнуком посидеть не может, ни рассказать ничего интересного, ни есть сама не в состоянии.

А учитывая, что на западе стали опять возвращаться к таким "добровольным уходам", кажется, что человечество и не прекращало к ним прибегать.

Что почитать:

  • Оксана Давидовна Фаис-Леутская "Эвтаназия в традиционной культуре"
  • Л. С. Ильинская "Древнейшие островные цивилизации центрального Средиземноморья в античной исторической традиции"
  • Зеленин "Обычай добровольной смерти у примитивных народов"