Insterburger Schloßmühle
Автор — Вальтер Грюнерт (Walter Grunert)
Перевод, иллюстрации, комментарии — Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)
Наряду с основанным в 1336 году орденским замком среди наиболее важных построек в Инстербурге помимо прочего значились мельничная плотина и водяная мельница. Плотина выполняла двойную функцию. Запруженная в замковом пруду вода защищала южную часть замкового комплекса, а также наполняла ров, начинавшийся у трактира «Зелёная кошка» и огибавший замок с запада и севера. Другой задачей для скопившихся вод речки Чернуппе было приводить в работу мельницу. В те времена требовались большие усилия, чтобы построить плотину необходимой высоты. «Строить новое, сносить старое» - таков был принцип, коим руководствовались землевладельцы в грамотах XIV века. Все необходимые вспомогательные сооружения, такие как прилегающая мельница и хозяйственный двор, позднее превратившийся в поместье Альтхоф, неизменно являлись его частью.
Самая первая мельница была фахверковой и имела только одно верхнебойное колесо (на которое вода подавалась сверху — Е.С.). Первоначально по мельничной плотине не могла проехать даже телега, настолько она была узкой. Лишь гораздо позднее она будет укреплена и расширена для большей безопасности и увеличения пропускной способности.
Эта первая мельница предназначалась для измельчения пшеницы в необходимых для орденских братьев объёмах. Ко всему прочему она была призвана заменить старые прусские ручные мельницы, которыми с незапамятных времён бесконтрольно пользовались местные крестьяне. Такую феодальную повинность (так называемый Mahlzwang, при которой весь зерновой урожай вассалам следовало смалывать на мельнице своего ленника — Е.С.) можно было провести только постепенно. С более позднего периода сохранились списки помольщиков, которые были закреплены за определёнными мельницами и которым зачастую приходилось преодолевать большие расстояния на своих громоздких повозках по крайне плохим дорогам. Постоянно возникали споры о количестве получаемой муки из доставленного зерна, из-за чего подозрительные сельские жители считали мельника бесстыжим и бесчестным типом, что отражалось в народных шутливых песнях. В 1540 году, незадолго до того, как Инстербург получил свои первые рыночные права, был составлен Налоговый список инстербургских сооружений, который одновременно является и самым старым списком жителей города.
Учитывая растущее население, мельник теперь должен был ежегодно выплачивать с двух рабочих колёс своей мельницы налог в 1 марку. К сожалению, имя мельника так и осталось неназванным.
Около столетия спустя, в 1644 году, был утверждён новый закон о мельницах, предоставлявший мельнику более широкие права и большую независимость. В 1686 году мельника звали Михель Пройсс, а мельница уже имела три колеса, на которые вода подавалась по трём отдельным водосточным желобам. Предприятие имело свой штат рабочих, в чью задачу входило техническое обслуживание мельницы и установка нового оборудования. Между тем в городе была построена и вторая мельница или так называемая Верхняя мельница, которой владел Ханс Элендт. Позднее она станет известна как Кустарниковая мельница. Вскоре возникнут проблемы, связанные с недостатком воды. С увеличением вырубки деревьев под новые деревни лес отступал и уровень воды в водоёмах быстро падал. Паводки быстро сходили на нет, а в сухой сезон давления воды и вовсе не хватало для работы мельниц. Тогда была предпринята попытка преодолеть данную проблему за счёт строительства новых запруд. Мельницы должны были постоянно работать, поскольку спрос на их услуги непрерывно возрастал. Помольщики регистрировали в бухгалтерских книгах предприятия, образовавшие своего рода реестр окрестных жителей или по крайней мере глав их семей. В качестве примера можно привести поместья Альтхоф и Зауперн.
В Альтхофе среди помольщиков инстербургской замковой мельницы упоминаются следующие лица:
1734 год — казначей Отто Фридрих Грулих; крестьянин Мартин Мей с ребёнком старше 12 лет и ребёнком младше 12 лет (1,1). Затем следуют различные садовники, т.е. те, кто работал при усадьбе, но не владел собственной землёй, а только садом на своей придомовой территории. Если они не арендовали землю или не получали натурплату зерном, то муку им приходилось покупать. Их имена отчасти довольно неразборчивы: Андрес Гроп (0,4), Михель Групп (1,0), Мартин Хемп (1,0), Кристофф Паж (0,1), Ханс Кехлер(т) (1,0), Тобиас Арнхейм (Арнольд?) (1,0). Пастух Ханс Захариас. Все женаты.
В Зауперне (как тогда называли отдельно стоящую к западу от Альтхофа усадьбу), если не считать неженатых проживали только крестьянин Ханс Шмидт и зальцбургский пастух, чьё имя неизвестно.
1739 год — (в Альтхофе) наместник Хейнрикс (2,0) и шесть садовников: Кугланд, Опперманн, Мельхиор, Кралерт, Адам и Тобиас. Последний из них, безусловно, Тобиас Арнем или Арнольд.
В Зауперне проживали садовники Хан, Грюнвальд и Хейтцель (Нейтцель?) и пастух Ханс Витт.
1745 год — (в Альтхофе) наместник Экштейн, фрау Хейдефельд. Писарь Штабберт, управляющий Штабберт, казначей Людвиг, крестьянин Шенк, истопник Шнейдер, трактирщик Хейнрик Бернер. Четыре садовника: Адам Бар, Келерт, Тобиас Арнольд, Оперманн; три табаковода: Питер Вютте, Абрахам Бланшер (Бланхард) и Люпке. Пастуха зовут Ментцен.
В Заупере упоминаются лишь крестьянин Пауль и батрак Ланге.
Здесь сильно заметна быстрая смена жителей. Только лишь Келерт и Арнольд неизменно жили в Альтхофе на протяжении этих десяти лет во времена наместника Фридриха Готлиба Хейнрикса (1735-1746 гг.).
При такой стабильной клиентуре мукомольное производство приносило солидную прибыль, а потому даже такие новые мельницы, как в Бубайнене (ныне Бережковское — Е.С.) или Кеппуррене (ныне Перелески — Е.С.), никак не повлияли на сокращение производства, поскольку владели собственной клиентурой.
С целью стабилизировать получаемые с мукомольного производства доходы король Фридрих Вильгельм I передал все мельницы в своём государстве в аренду, и в официальных актах Замковой мельницы мы читаем: После того, как в 1743 году Его Королевское Величество милостиво решил передать в аренду мельницы королевства Пруссия, то мельница дома Инстербург (замка Инстербург — Е.С.) и Кустарниковая мельница, наряду с относящимися к ним служебными пристройками и доходом, были переданы Кристофу Кицову, который владел ими до 1754 года.
В подробном отчёте об Инстербурге, составленном в 1753 году, перечисляется пять прудов, которые хоть и имели отношение к мукомольному предприятию, но принадлежали городу. Это был Замковый пруд, верхняя часть которого впоследствии получит название Гавенского. Небольшой его остаток находится в долине Стрелков, который также, похоже, перекрывался на некоторое время, о чём свидетельствуют остатки плотины ниже Штадтхалле (по всей видимости имеется ввиду Бахертайх — Е.С.). Вторым был пруд, имевший большую вместимость — пруд Кустарниковой мельницы (или проще Мельничный пруд, а ныне озеро Лётчицкое — Е.С.), который недавно приобрёл прекрасные прогулочные дорожки, с высокими тополями и ивами по обеим своим берегам, протянувшиеся от дамбы Кустарниковой мельницы до Осиновой дамбы (или Эспендамм). Выше Осиновой дамбы находился Осиновый пруд (или Espen-Teich) и Карповый пруд (или Karpfen-Teich), на берегах которого росли солонолюбивые растения. Прочие ответвления Осинового пруда, а также узкий Иррмунтинертайх (Irrmuntiner-Teich) на восточной окраине Городского леса, являлись всего лишь неглубокими водоёмами, более подходившими для разведения карпа, нежели большими водохранилищами.
Потребность в производственных мощностях всё росла и росла, и в конце XVIII века начали строиться ветряные мельницы, поскольку энергия водяных мельниц была направлена главным образом на работу валяльных машин и прессов.
Имена арендаторов после Кицова были следующие: мастер Фридрих Вильгельм Шаумбург 1754-64, Кристиан Палау 1764-73, Кристиан Зигель 1773-92. Вдова Кристиана Зигеля Барби, урождённая Хаген, вскоре вышла замуж за Иоганна Якоба Крейтнера и управляла совместно с ним мельницей вплоть до 1807 года (брачный контракт от 1798 года). По окончании неудачной войны 1806/07 годов прусское государство в значительной степени покрыло понесённый от неё ущерб, продавая свои права на землю и владения. Так случилось и с нашей Замковой мельницей. В 1808 году у наследника Крейтнера мельничное производство, к которому также относилась и ветряная мельница «перед воротами», а точнее Кирпичными воротами, выкупает вахмистр Карл Людвиг Бальк из Эзебекских драгун (Dragoner von Esebeckschen) за 20,000 талеров. Разрешение, или точнее согласие короля на продажу новому арендатору в 1808 году было уже намного мягче, нежели в 1743 году.
Вахмистр не был уроженцем Истербурга, в отличие от своей супруги Каролины Шарлотты Декерт, с коей он сочетался браком 7 августа 1798 года. Каролина же была внучкой французского иммигранта, о котором известно, что он в 1750 году получил 140 гульденов (флоринов) наследства, перечисленных ему в Инстербург из его старого дома в Обермансдорфе. Весьма предприимчивый Бальк, у которого было шесть детей, скончался в 1817 году в Кёнигсберге у одной из своих дочерей, после чего его сын, тоже Карл, которому к этому времени исполнилось 26 лет, взял на себя управление мельницей. При этом не была забыта и вдова Балька. В предыдущем уставе мельницы говорилось, что мельник имеет право с согласия соответствующих чиновников отбирать необходимую для строительства и поддержания своего хозяйства древесину из государственных лесов. Данное право неизменно фигурировало в каждом договоре аренды или купли-продажи. Теперь же, когда во владение Бальков перешло поместье Кляйн Тарпупёнен (имеется ввиду поместье Тарпупп — Е.С.), государство прекратило поставки древесины. Кляйн Тарпупёнен находился к югу от возникшего позднее Каралене (Луизенберга, ныне Зелёный Бор), на окраине лесного массива. Это поместье, построенное после 1808 года, стало резиденцией вдовы Каролины Шарлотты Бальк, урождённой Декерт.
Второе поколение Бальков (в 1827 году Карл Людвиг женился на Эрнестине Вильгельмине Хеер) стало весьма состоятельным, завладев Иррмунтинертайхом и всеми прудами по обе стороны Городского леса, которые в настоящее время практически полностью пересохли. Этот Карл Людвиг на старости лет подобно своему отцу также покинул Инстербург. У него было всего две дочери, вышедшие замуж за офицеров. В 1857 году он он продал обе своих мельницы, включая права на воду, Готлибу Беренду из Жамейткемена и его супруге Аугусте, урождённой Хагенгут. В 1865 году, после смерти своей жены, Карл Людвиг продал также и Иррмунтин, а затем переехал в Берлин, чтобы быть поближе к своим детям. Там он прожил до 1878 года. Таким образом получилось так, что оба Карла Людвига, на протяжении полувека владевшие Замковой мельницей и бывшие не последними людьми города, не были уроженцами Инстербурга и скончались за его пределами.
Во владении Готлиба Беренда Замковая мельница оставалась вплоть до 1880 года.
Энергия воды, несмотря на развитие паровых машин, всё ещё была востребована в быстрорастущем городе. Когда в марте 1880 года всё хозяйственное имущество мельницы было выставлено на продажу, городская администрация под руководством дальновидного обербургомистра Корна не упустила предоставившегося ей шанса и купила его за 144,000 марок. Таким образом город получил в свою собственность все пруды, ветряные мельницы перед Кирпичными воротами и мельничный водоотвод под мельницей на Виппентайхе. Затем Замковая мельница была снова продана в частные руки уже как паровая мельница, а мельничный ров засыпан. Теперь можно было наконец избавиться от случавшихся в нижнем городе частых наводнений, чьей причиной являлись разливы Ангерапп.
Всего через три года было завершено строительство дамбы, протянувшейся от подножия холма Лютеркирхи до газового завода. Старая мельничная плотина (или Мюлендамм) была укреплена, предоставив место широкой Театрштрассе. Постепенно вдоль прудов появились променады, позволявшие совершать прекрасные пешеходные прогулки аж до самого Городского леса. К сожалению, у меня отсутствует информация о более поздней истории мельницы вплоть до 1945 года, когда она уже работала на энергии пара. Быть может однажды старшие инстербуржцы поведают нам об этом.
Автор — Вальтер Грюнерт (Walter Grunert)
Перевод, иллюстрации и комментарии — Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)
При перепечатке или копировании материала ссылка на данную страницу обязательна. С уважением, Е. А. Стюарт