Продолжаю писать о Пятигорске. Вообще писать о городе, куда ты приехал на один день, очень трудно. Ибо рассказ будет более эмоциональным, чем структурированным. Хочется найти какой-то баланс между текстом, который передрал из Википедии и... искренними словами, чувствами, эмоциями. Тем более, что о Пятигорске написано столько, что... как бы я не старалась встать на голову - боюсь, что всё будет не вторичным даже, а десятиричным...
Делаешь кадр улицы Кирова, а потом замечаешь не только изящные модильоны на доме 64, а на доме 66 (подозреваю, что просто дома очень близко стоят, но дома ведь явно разные!), замечаешь башенку, украшение, выдавленное (вдавленное) под антаблементом, но и прекрасные двери...
Правда, кадр с деревянной дверью я бездарно завалила и... короче, поезжайте в Пятигорск - сами всё увидите своими глазами - это важно!
Дверь голубого цвета всё же выложу - очень мне нравится такое... немного в готичном стиле оформление дома шестьдесят четыре.
Потом я долго просто шла и пыталась понять и почувствовать город (то, что он мне начинает нравится - я с вокзала ещё поняла, т.к. почувствовала, что это всё-таки отнюдь не город-курорт, а город большой, серьёзный, с историей, с образованием, с культурным пластом, с промышленностью, индустриальной темой, нераскрытой темой урановых рудников под Бештау, с лермонтовской темой, который звучит лейтмотивом и... со следом, который оставили Ильф и Петров, простите, Киса с Осей, но о них - позже... впрочем, как и они, как и многие до них, и многие после, - мы предсказуемо следуем в сторону Цветника...
По дороге видим детскую художественную школу и кукольный театр (мне в комментариях любезно написали, что туристы видят только крупные вывески, мол... ну, да! - я как сорока среагировала на "Золотой Ключик", ибо вывеска золотая:)
Здание это находится на проспекте Кирова, который раньше назывался Царской улицей, потом Романовским проспектом, ну, а потом - предсказуемо - проспектом Свободы. Когда со свободой стало похуже - проспект стал Советским, а потом и вовсе Кировским. При всём уважении к Сергею Мироновичу... как-то скучновато. Улица такая шикарная!.. Впрочем, у нас главная площадь тоже Кирова. Но сейчас уже не только:) - ладно, всё... не буду отвлекаться на любимую песенку "а у нас...". Тем более, что в 1918-ом году в этом здании Киров выступал с докладом:
Да, почему мы вообще идём в парк Цветник? - туда ведёт бульвар, поэтому все пути туристов неизбежно ведут в сторону парка и очертаний Машука, который возвышается над городом, придавая ему и статус, и вес, и легенду... Цветник был создан в конце девятнадцатого века по приказу генерала Георгия Арсеньевича Эммануэля и по проекту братьев Бернардацци (Иосиф и Иоганн часто будут встречаться на улицах Пятигорска, и я этих молодых, шустрых, улыбающихся (чёрных и кудрявых?!) итальянцев просто видела как живых...
Иосиф и Иоганн Бернардацци родились неподалёку от города Лугано (вот там не была, не скрою!) в итальянской части Швейцарии. Это мой любимый кантон Тичино - я о нём писала немного уже:
Братья родились в семье архитекторов, поэтому предсказуемо приехали работать в Петербург, где искали строителей для Исаакия. Также братья поучаствовали в перестройке Аничкова дворца...
-Верной твердынею православья врезан Исакий в вышине, - писал Николай Гумилёв, а я сделала летнее фото одного из самых необычных соборов России:
Но вернёмся в жаркий апрельский (!) Пятигорск... посмотрите, какие изящные фигурки дев на барельефах:
А какие кронштейны в виде драконов на здании Сбербанка:
Не знаю, что тут меня более привлекло - прекрасное цветение канадского багрянника? или плитка над дверью?..
Очень радовало разнообразие архитектуры. Посмотрите, какое монументальное и шикарное здание почтамта, возведённое после войны, но... сохранившее в себе объёмы довоенной архитектуры - вроде даже авангардизм просматривается. То есть тот конструктивизм, когда он уже и с излишествами, но ещё и не перегружен украшательствами:
Но мы всё-таки подходим к Цветнику и центру Пятигорска:
Про Гукасова и его бедную Эльзу я уже писала, поэтому не буду повторяться, если не читали, вот здесь подробности:
Вот здесь статья написана по горячим следам - прямо 30-го апреля:
Конечно, мы не знаем, как было в кондитерской, но хочется думать что как-то так:
"Колокольчик звякнул над наружной дверью. Молодой крестьянский парень в меховой шапке и красном жилете вошел с улицы в кондитерскую. С самого утра ни один покупатель не заглядывал в нее... «Вот так-то мы торгуем!» — заметила со вздохом во время завтрака фрау Леноре Санину. Она продолжала дремать; Джемма боялась принять руку от подушки и шепнула Санину: «Ступайте, поторгуйте вы за меня!» Санин тотчас же на цыпочках вышел в кондитерскую. Парню требовалось четверть фунта мятных лепешек.— Сколько с него? — шёпотом спросил Санин через дверь у Джеммы.— Шесть крейцеров! — таким же шёпотом отвечала она.Санин отвесил четверть фунта, отыскал бумажку, сделал из нее рожок, завернул лепешки, просыпал их, завернул опять, опять просыпал, отдал их, наконец, получил деньги... Парень глядел на него с изумлением, переминая свою шапку на желудке, а в соседней комнате Джемма, зажав рот, помирала со смеху. Не успел этот покупатель удалиться, как явился другой, потом третий... «А видно, рука у меня легкая!» — подумал Санин. Второй потребовал стакан оршаду, третий — полфунта конфект. Санин удовлетворил их, с азартом стуча ложечками, передвигая блюдечки и лихо запуская пальцы в ящики и банки. При расчете оказалось, что оршад он продешевил, а за конфекты взял два крейцера лишних. Джемма не переставала смеяться втихомолку, да и сам Санин ощущал веселость необычайную, какое-то особенно счастливое настроение духа. Казалось, век стоял бы он так за прилавком да торговал бы конфектами и оршадом, между тем как то милое существо смотрит на него из-за двери дружелюбно-насмешливыми глазами, а летнее солнце, пробиваясь сквозь мощную листву растущих перед окнами каштанов, наполняет всю комнату зеленоватым золотом полуденных лучей, полуденных теней, и сердце нежится сладкой истомой лени, беспечности и молодости — молодости первоначальной!Четвертый посетитель потребовал чашку кофе: пришлось обратиться к Панталеоне (Эмиль всё еще не возвращался из магазина г-на Клюбера). Санин снова подсел к Джемме. Фрау Леноре продолжала дремать, к великому удовольствию ее дочери.— У мамы во время сна мигрень проходит, — заметила она.Санин заговорил — конечно, по-прежнему, шёпотом — о своей «торговле»; пресерьезно осведомлялся о цене разных «кондитерских» товаров; Джемма так же серьезно называла ему эти цены, и между тем оба внутренно и дружно смеялись, как бы сознавая, что разыгрывают презабавную комедию. Вдруг на улице шарманка заиграла арию из «Фрейшюца»: «Durch die Felder, durch die Auen...». Плаксивые звуки заныли, дрожа и посвистывая, в неподвижном воздухе. Джемма вздрогнула... «Он разбудит маму!» Санин немедленно выскочил на улицу, сунул шарманщику несколько крейцеров в руку — и заставил его замолчать и удалиться".
Иван Сергеевич Тургенев, "Вешние воды"
Говорят, что находившемуся в центре пустыря (будущего парка!) естественному бассейну с минеральной водой была придана правильная форма, площадка вокруг него была выровнена. На территории между бассейном и ваннами был разбит шикарный восьмиугольный партер, огороженный низкой решеткой, внутри которого были высажены пышные клумбы, сооружены газоны , поставлены лавочки и тумба с солнечными часами.
И к 1850 году цветник стал центром и сердцем курортной жизни. В нём было было запрещено строить капитальные здания, только лёгкие деревянные: к 1890 году в цветнике были построены кафе-ресторан «Цветник», павильоны Кумысный и Водопродажный, книжный киоск издателя Суворина (что-то с уроков литературы тут должно вспоминаться;).
Далее, в 1858 году по проекту архитектора Самуила Уптона цветник был расширен до бульвара - мы по нему идём. Это нынешний проспект Кирова...
В цветнике были высажены 45 деревьев и устроены 14 клумб, рядом был построен Николаевский вокзал (вокзал снесли в 1926 году). В шестидесятые годы девятнадцатого века цветник был огорожен забором с каменными столбами. А в начале нашего тысячелетия по проекту архитектора Ю. Л. Стофорандова была сооружена металлическая ограда с фонарями.
В конце девятнадцатого века вход в Цветник был платным... как и в ранее советское время:
"Был воскресный вечер. Все было чисто и умыто. Даже Машук, поросший кустами и рощицами, казалось, был тщательно расчесан и струил запах горного вежеталя (если интересно, что такое вежеталь - это нынешняя замена сухому шампуню, если что! - курсив мой)
Белые штаны самого разнообразного свойства мелькали по игрушечному перрону: штаны из рогожки, чертовой кожи, коломянки, парусины и нежной фланели. Здесь ходили в сандалиях и рубашечках «апаш». Концессионеры в тяжелых грязных сапожищах, тяжелых пыльных брюках, горячих жилетах и раскаленных пиджаках чувствовали себя чужими. Среди всего многообразия веселеньких ситчиков, которыми щеголяли курортные девицы, самым светлейшим и самым элегантным был костюм начальницы станции. На удивление всем приезжим, начальником станции была женщина. Рыжие кудри вырывались из-под красной фуражки с двумя серебряными галунами на околыше. Она носила белый форменный китель и белую юбку.
Налюбовавшись начальницей, прочитав свеженаклеенную афишу о гастролях в Пятигорске театра Колумба и выпив два пятикопеечных стакана нарзану, путешественники проникли в город на трамвае линии «Вокзал – Цветник». За вход в «Цветник» с них взяли десять копеек.
В «Цветнике» было много музыки, много веселых людей и очень мало цветов. В белой раковине симфонический оркестр исполнял «Пляску комаров». В Лермонтовской галерее продавали нарзан. Нарзаном торговали в киосках и в разнос.
Никому не было дела до двух грязных искателей бриллиантов.
– Эх, Киса, – сказал Остап, – мы чужие на этом празднике жизни.
Первую ночь на курорте концессионеры провели у нарзанного источника".
Ильф и Петров, "Двенадцать стульев"
В 1905 году торговые киоски, располагавшиеся в цветнике и продававшие газеты, цветы, фрукты, местные ювелирные изделия, открытки и другое, были перенесены ближе ко входу, а в 1914 году снесены вовсе:
Пишут, что где-то здесь в 1907 году социал-революционеры застрелили генерал-майора Карангозова...
В советское время Николаевский цветник был переименован в курортный парк «Цветник».
В 2018—2019 годах парк был реконструирован на средства курортного сбора: были высажены 166 тысяч цветов, 724 декоративных кустарников и 83 дерева, уложена цветная тротуарная плитка в дополнение к существовавшим ранее прогулочным дорожкам из дробленого красного камня, заменены садовые диваны, урны и светильники, построен танцпол...
Внутрь Лермонтовской (бывшей Николаевской) галереи мы с вами непременно сходим, но... позже.
А пока... отдохнём. Как эта томная курортница с жуком на ноге:
А почему отдохнём? - нам предстоит подъём в гору - пойдём к подножью Машука, к Провалу... словом, посмотрим всю туристическую неизбежную классику, но по дороге будем останавливаться и любоваться Ермоловскими ваннами, Ново-Сабанеевскими, но... в другой статье. Не переключайтесь:)