Найти тему

Социальный интеллект. Разрешите познакомиться!

По последним статистическим данным, в США количество одиноких молодых людей до 30 лет составляет 50%, и можно предположить, что эта цифра впоследствии будет только расти.

Развитие онлайн-технологий, социальных сетей и искусственного интеллекта привело к неумению детей формулировать свои мысли, страху общаться со сверстниками, к сложностям в поиске друзей, построении семьи, и, как результат, значительному росту количества одиноких людей.

Когда вы идете по улице, посмотрите вокруг себя. Повсюду молодые люди, идущие в наушниках. Они словно в своих капсулах — закрыты от мира, ничего не слышат, ни с кем не разговаривают и, как правило, не смотрят на окружающих. Такая отгороженность от внешнего мира отражается на способности общаться и правильно чувствовать людей. Как будто притупляется наш социальный интеллект.

Что это такое? Давайте знакомиться!

Автор: Светлана Молодцова — эксперт кафедры «Коучинг» Академии социальных технологий, организационный бизнес-консультант, executive коуч, ментор ICF.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Согласно определению, социальный интеллект (СИ) — это способность правильно понимать свое поведение и поведение людей вокруг, а также действовать в соответствии с ситуацией. Это то, что помогает нам эффективно взаимодействовать в обществе — не просто слушать, а слышать, чувствовать и понимать контекст, боли и потребности собеседника, уметь прогнозировать его поведение и влиять на убеждения.

СИ развивается через наш опыт взаимодействия с людьми и нашу способность анализировать. Этот опыт может быть как успешным, так и не очень, но здесь важно умение учиться и на своих, и на чужих ошибках.

Откуда же берется этот СИ? С точки зрения нейрофизиологии, основой эмпатии являются зеркальные нейроны. Именно они включают эмпатию, которая позволяет почувствовать чужую боль и эмоции. И когда кто-то рядом с тобой прищемил палец дверью, мы непроизвольно морщимся.

Давайте посмотрим на наших детей. Еще в раннем младенчестве именно СИ побуждает ребенка искать заботу и защиту у других — у матери или других ухаживающих за ним людей. Позже умеющий находить подход к сверстникам и педагогам ребенок чувствует себя увереннее, его самооценка не так зависит от мнения других детей. Он уже с юного возраста понимает свою самоценность.

Именно СИ определяет качество нашей жизни. Так или иначе, это здоровье, счастливая семейная или личная жизнь, финансовое благополучие, профессиональная реализация, успешность, социальная востребованность. У всего этого есть единый знаменатель — это умение взаимодействовать с людьми или СИ.

Когда мы говорим о профессиональной реализации, то руководители и сотрудники с высокими показателями СИ продемонстрировали способность предвосхищать поступки людей, основываясь на понимании чувств, мыслей и намерений, а также выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Такие люди успешнее справляются с задачами мотивации людей и решением сложных задач в критических ситуациях.

СИ — это не только профессиональный успех и социально-полезная адаптация к жизни в обществе, но и близкие отношения. Давайте рассмотрим отношения мужчины и женщины. Здесь искусство флирта воспринимается как умение привлечь к себе внимание. Доказано, что мужчины охотнее подходят к кокетливой женщине, чем к привлекательной. Ведь это своего рода сигнал о готовности к знакомству.

Интересно, что младенцы делают то же самое. Сходство между взрослым и детским флиртом заключается не только в соблазнительных улыбках, но и в зрительном контакте, высоком энтузиазме и преувеличенных жестах.

А вам когда-то помогало такое умение понимать мысли и намерения людей? И как вы думаете, можно ли развивать СИ, будучи взрослыми людьми?