Найти тему
Библия и Жизнь

Подростковое служение церкви: психологические потребности подростков и методы их обучения

Оглавление

Подростковый возраст достаточно специфичен в силу своих особенностей. Когда мы говорим о подростках, то перед нами уже не совсем дети. Но взрослыми их назвать тоже нельзя. Подросткам не хватает зрелости и жизненного опыта. Они проходят сложный период формирования собственной личности.

В это время у человека начинают формироваться новые потребности. В книге «Основы возрастной педагогики» А. С. Белкин называет психолого-педагогические доминанты развития, которые связаны с происходящими в организме подростка изменениями. Это потребность во «взрослом» обращении, превращение общения со сверстниками в самостоятельный вид деятельности, потребность в самоутверждении и занятии достойного места в коллективе, потребность в активной познавательной деятельности, потребность в половой идентификации.

rosachurch.ru
rosachurch.ru

Хотя эти данные приводятся в светской литературе, они полезны для понимания особенностей подросткового возраста. При выборе методов для обучения подростков нужно исходить из особенностей этого возраста. Наставники не могут брать на вооружение все подходы, которая предлагает обычная возрастная педагогика. Однако некоторые инструменты не противоречат Писанию и могут быть нами использованы.

В Пр. 22:6 сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится».

Подростковым служителям необходимо понять, как осуществить обозначенную Соломоном задачу. Что для этого необходимо делать, и какие факторы учитывать?

Психологические потребности подростков

В подростковом возрасте у человека происходит формирование представлений о самом себе, о своей уникальности и возникает стремление к независимости и обособленности. Многие педагоги и психологи отмечают, что подросток сталкивается с проблемой восприятия собственной внешности. Ему необходимо в этом помочь, чтобы подросток понимал, что «дивно утроен» (Пс. 138:14).

В процессе осознания собственной уникальности и значимости у подростка может развиться неверная самооценка. Потому важно, чтобы, уважая свою уникальность, ребенок уважал уникальность и неповторимость других людей. Здесь большая ответственность лежит на плечах родителей, которым необходимо воспитать правильное отношение ребенка к самому себе и к другим людям. Речь идет о практическом выражении заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39).

Стоит отметить, что повзрослевший ребенок стремится выйти из-под опеки взрослых. Данный момент необходимо учитывать. Подросток думает, что уже повзрослел сам. У него начинает вырабатываться собственное мнение. Иногда это приводит к некоторому бунту против взрослых. Подросток думает, что он умнее родителей и стремиться как бы выйти из-под их прессинга. Представители этой возрастной категории не любят, когда с ними обращаются как с маленькими.

Мы уже упоминали о потребности подростков во «взрослом» обращении с ними. Родителям и церковным служителям необходимо учитывать данный момент. Нужно найти подход к повзрослевшим детям.

Чепмен пишет: «С самого начала подростковой культуры и до нынешнего времени основными темами оставались: независимость и самоопределение».

Потому общение со сверстниками становится для подростков особым видом деятельности.

Необходимо, чтобы подросток попал в хорошую компанию. Родителям важно сохранить влияние на свое дитя, а подростковым служителям стать авторитетом для этих ребят. Иначе подростков захватит улица, и вы заметите, как «худые сообщества» начнут «развращать добрые нравы» (1 Кор. 15:33).

Важно, чтобы подросток нашел друзей в церкви. Если этого не произойдет, он будет искать их в миру. К сожалению, можно привести множество негативных примеров, когда подобная дружба заканчивалась плохо. Это может привести к употреблению алкоголя, наркотиков, добрачным половым связям и прочим негативным вещам, которые разрушают личность подростка.

Потребность в самоутверждении и занятии достойного места в коллективе – еще один важный момент, характерный для подросткового периода. Каждый человек независимо от возраста нуждается в принятии. Но у подростков эта потребность выражена особо.

Когда ребенка не принимают сверстники в школе, он сталкивается со сложной ситуацией. Ему необходима помощь со стороны родителей и наставников. Подобное непринятие может обернуться психологическими травмами.

Следует коснуться и вопроса полового созревания.

Коллинз пишет о подростковом возрасте следующее: «Этот период начинается с ускорением биологических перемен, способных приводить одновременно к беспокойству, замешательству и восторгу».

Внутри подростка начинают развиваться серьезные процессы, значение которых он до конца не понимает.

Родителям и служителям необходимо объяснить взрослеющим мальчикам и девочкам, что происходит внутри человека в этом возрасте, как к этому правильно относиться. На подростковых служителях лежит ответственность разграничить понятие греховности и физиологии. Иначе подросток может не понимать, как он «умер для греха» (Рим. 6:2), когда внутри бушуют страсти. Нужно объяснить, где похоть плоти, а где обыкновенная физиология. Иначе будет много неразберихи и лишних самоосуждений.

Комментируя место из Пр.22:6, Бриджес пишет: «Воспитание юноши в вере не должно быть подобно краю одежды, который легко при желании отрезать. Оно должно охватить всю его жизнь. Молитесь за свое чадо. Научите его молиться. С детства наставьте его в Священном Писании, чтобы он воспринимал его как единственное правило веры и жизни. Если вы не привьете подростку эти принципы, вы сделаете его совершенно беспомощным».

Однако обучение подростков должно проходить с учетом потребностей представителей этой возрастной группы. Иначе слова наставников будут оставаться для ребят пустым звуком. Подростки нуждаются, прежде всего, в любви и принятии. Им не нужны проповеди и нравоучения от людей, которые не проявляют к этим детям необходимого внимания и заботы.

Методы обучения подростков

Когда мы говорим о процессе обучения, он всегда предполагает выбор оптимальных методов и форм. В подростковом служении можно использовать различные подходы. Важно, чтобы они не противоречили Писанию и позволяли достигать поставленных целей.

В Библии сказано «Наставь юношу…» (Пр. 22:6), что предполагает законченный процесс, достижение цели. Есть разница между тем, чтобы просто учить ребят и научить их. Нам нужно не просто заниматься религиозной деятельностью, но быть эффективными.

В качестве форм, которые используются для служения подросткам, можно назвать специальное воскресное собрание в церкви, домашнюю группу, группу по изучению Библии, дополнительные мероприятия (спорт, игры, выезд на природу, развлекательные мероприятия).

Среди методов можно выделить проповедь, семинар, наставление, общую и индивидуальную беседу, общение, молитву, отдельные собрания для мальчиков и девочек, вовлечение в служение и многое другое. В некоторых случаев разграничить методы и формы служения довольно сложно.

Подростковому служителю необходимо наставлять ребят Слову Божьему. Однако если злоупотреблять проповедью и учением, это не приведет к чему-то хорошему. Если подростки слушают по воскресениям сначала проповедь пастора, а потом – вашу, через некоторое время они перестанут оставаться на подростковое собрание. Им просто станет скучно.

Подростки нуждаются в общении. Потому лучше доносить истины Библии с помощью метода беседы. Иногда можно и вовсе делать это за чаем. Будет полезно посмотреть вместе какой-либо христианский фильм – подростки любят это.

Если помимо общего служения проводится еще и домашняя группа для подростков, важно чтобы она отличалась от воскресного собрания. Важно, чтобы подростки могли делиться своими мыслями, переживаниями. Служителю необходимо создать в группе такую атмосферу, чтобы подростки могли делиться своими проблемами и просить за них помолиться. Хорошим методом является разбор Слова, но он не должен превращаться в скучное и малоинтересное мероприятие.

Чаепития, спортивные или настольные игры, творческие вечера, праздники, походы и другие подобные формы являются хорошей возможностью для неформального общения. Эффект от таких мероприятий может быть гораздо большим, нежели от проповедей и семинаров.

Важно, чтобы подростковые служители сотрудничали с родителями. Тем самым эффективность служения может заметно повыситься. Контактируя с родителями, служитель будет иметь больше информации и возможностей для положительного влияния на ребят.

Большую пользу принесут отдельные собрания для мальчиков и девочек. Проводить их следует периодически. В некоторых церквах группы изначально делят по половому признаку. Однако так поступать не стоит. Необходимость в подобном делении возникает лишь при проведении специальных собраний.

Во время таких встреч служители могут коснуться тем, которые обычно не освещают в присутствии противоположного пола. Чаще всего, это вопросы полового созревания, сексуальности и прочие моменты, характерные для мужчин и женщин. Подобные встречи крайне важны.

Коллинз пишет: «В этом периоде стремительных физиологических изменений происходит меньше, но перед молодыми людьми встают задачи приспособления к своей новой индивидуальности в новом, взрослом теле. Половые влечения становятся сильнее, особенно у юношей, а контроль над ними осуществлять труднее в виду давления со стороны сверстников, ярко выраженной потребности в интимных отношениях, а также искушений общества, которое не считает самообладание важным качеством или даже возможным в подобной ситуации. В результате быстро возрастает число сексуально активных подростков и поразительно растет число беременностей у подростков».

Служителям следует поднимать эти серьезные вопросы, чтобы предотвратить возникновение подобных проблем. Безусловно, ответственность за неправильное поведение и последствия такового лежит на самом человеке. Но родители и подростковые служители должны сделать все от себя зависящее, чтобы оградить детей от опасностей, которые их подстерегают в миру.

Во 2 Тим. 2:22 Павел пишет Тимофею: «Юношеских похотей убегай…». Есть определенные похоти, на крючок которых могут попасться подростки и молодые люди. Мэтью Генри пишет: «Юношеские похоти – это похоти плоти, которых молодые люди должны тщательно остерегаться, даже и самые лучшие из них не должны быть беспечны».

Чтобы не проиграть в этой схватке, подросткам необходимо приближаться к Богу и возрастать в познании Его. Чтобы помочь ребятам в этом, служителю нужно повлиять на подрастающих детей через личный пример веры и любви, через общение с ними. Он не должен быть посторонним.

Подростковым служителям необходимо использовать новые технологии. Сегодня бессмысленно ругать интернет. Лучше сделать его своим союзником и использовать для служения мессенджеры, чаты, социальные сети. Они должны заменять живое общение, но их наличие и влияние необходимо учитывать.

Сегодня мир оказывает серьезное давление на молодежь и подростков. Служителям нужно помочь подросткам выстоять в этой непростой борьбе. Методы и формы, которые при этом используются, могут быть разными. В рамках данной работы мы не можем перечислить их все. Важно, чтобы подростковое служение способствовало росту и развитию подрастающего поколения.

Заключение

Эффективное осуществление подросткового служения невозможно без учета возрастных особенностей этих детей. Необходимо учитывать потребности, подрастающего поколения. Нужно понимать, в чем они нуждаются и каковы пути достижения этих ребят.

Подростковый служитель должен иметь достаточный уровень зрелости и подготовленности. К каждому парню и девушке необходимо найти индивидуальный подход, ведь каждый человек – это уникальная личность. Разными являются и ситуации, а также условия, в которых проходят формирование личности подростка.

Кто-то из этих ребят живет в неполных семьях, что накладывает отпечаток на развитие. Служителю нужно очень деликатно подходить к различным ситуациям. Необходимо проявлять любовь, заботу и внимание подростку.

Служители и родители могут оказывать на подростков влияние лишь в том случае, когда будут понимать этих детей. Главное помнить, что важнее всего – любовь. По словам Чепмена, именно любовь способна превратить трагедию в триумф.

Осуществление служения с учетом психологических потребностей подростков – необходимо условие его эффективности. Вы можете сколько угодно говорить о важности личных отношений с Господом, святости и прочих важных вещах, но если не сможете затронуть сердца молодых людей, то ваши словами будут сотрясанием воздуха.

Использование игровых форм, развлекательных мероприятий и обычное общение позволит служителю представить учение Христово в той обертке, которую ребята могут воспринимать. Речь не идет о либерализме или снижении стандартов праведности и святости. Основы христианства остаются незыблемыми, а учение – важным элементом.

Но подростки гораздо охотнее будут слушать наши проповеди, когда мы будем иметь с ними отношения, когда они увидят любовь с нашей стороны.

Подписывайтесь на канал! Ставьте лайки, делайте репосты!