Наталье было 43 года, когда она забеременела в третий раз. Предыдущие беременности закончились своевременными самостоятельными родами без осложнений. Дети выросли, и дочь и сын были уже совершеннолетними, когда Наталья с супругом решили родить ещё одного ребёнка. Сказано - сделано. Наталья забеременела.
Первое УЗИ на раннем сроке показало, что плодное яйцо есть - оно в матке. Второе УЗИ показало наличие эмбриона в плодном яйце. Третье УЗИ - что у эмбриона есть сердцебиение. Спросите, зачем так часто УЗИ? Наталья хотела убедиться, что её беременность протекает нормально. "Все-таки возраст..."
Возраст или что-то другое дал о себе знать чуть позже: на первом скрининге толщина воротникового пространства превышала допустимую норму. А это, между прочим, маркер хромосомной патологии. В тот же день был готов анализ крови. Специальная программа рассчитала риск трисомий: у плода был выявлен высокий риск по синдрому Эдвардса.
На следующий день пациентку приглашают к себе генетики. Объясняют ситуацию, дают всю информацию. Говорят об инвазивной пренатальной диагностике.
-Это прокол? Я боюсь. Читала, что он может привести к выкидышу или остановке развития беременности. Других вариантов нет?
-Есть вариант неинвазивной диагностики. Это платно. По точности несколько уступает хорионбиопсии.
-Я поняла. Почитаю дома информацию, ознакомлюсь, вам сообщу.
На следующий день пациентка даёт согласие на инвазию. Однако по роковому стечению обстоятельств именно в тот день был всего один УЗИст. Проассистировать было некому. Врач УЗД посмотрел пациентку ещё раз и, объяснив ситуацию, отпустил домой. Договорились, что операцию проведут на следующий день.
Наступает день Х. Беременная на осмотре у акушера-гинеколога (оформляется карта, обязателен осмотр на кресле). Наталья в очередной раз спрашивает, какой процент осложнений, ведь она очень хочет сохранить беременность, если плод все же здоров. По заключению врача, никаких противопоказаний для проведения операции нет. Риски минимальные - 0,5-1%, но их никто не отменял. "Если что-то пойдёт не так - я напишу жалобу. Предупреждаю сразу."
Непосредственно перед самой операцией, а также после неё смотрят плод - это правило. Наталью приглашают на УЗИ - последний шаг перед хорионбиопсией. Сердцебиения нет... Беременность замерла в сроке 13 недель 4 дня. Хотя ещё вчера все было в порядке.
На удивление, беременная восприняла эту новость относительно спокойно. Встала с кушетки, пошла в кабинет гинеколога:
-Я могу исследовать абортированный материал?
-Да, конечно. Только это будет платно и не в нашем городе.
-Через какое время можно будет снова попытаться забеременеть?
-От 3 до 6 месяцев все же лучше подождать. Не теряйте этого времени. Советую пройти дополнительные обследования и заняться прегравидарной подготовкой. Возьмите направление в гинекологию.
Она ушла. В тот же день легла в стационар, на следующий сделали прерывание.
Когда пациентка вышла из нашего отделения, врач УЗД сказала интересную фразу:
-Как хорошо, что вчера не удалось провести диагностику.
Я не сразу сообразила.
-Почему хорошо?
-Ну а представь, мы бы её кольнули, отпустили бы в этот же день. А потом - через неделю условно - она узнала бы, что он замер. Причём замер на том сроке, когда ей проводили инвазию...
-Да, дела... Не отмылись бы потом, доказывали бы, что не бараны. А ведь как настойчиво она спрашивала про риски потерять беременность. Как в воду глядела.
P.s.: синдром Эдвардса подтвердили.