Как гласит старинная истина: если работает – то не трогай. Однако, иногда она тянется слишком долго, в результате чего, то что раньше не было проблемой, со времен становится значительной уязвимостью. Именно поэтому мы сегодня поговорим об одной проблеме танка Т-72, которая раньше не обращала на себя внимание, но теперь…об этом точно стоит говорить, ибо чем лучше защищен танк, тем больше шансов у танкистов отделаться только испугом в случае чего.
Вообще, в танке есть две наиболее уязвимые черты: он несет с собой и снаряды, и топливо. Это настоящая смесь, которая только и ждет момента чтобы рвануть. И с одной стороны придумываются различные комплексы внешней защиты: динамическая защита которая действительно спасает машину, и мы регулярно за этим наблюдаем, активная защита которая предупреждает что на машину происходит наведение лазеров и т.д. Мы уже не говорим о собственной комбинированной броне танка, однако опасность кроется внутри, и об этом стоит поговорить. Есть проблемы банальные: автомат заряжания танка, которая ничем не защищена, и в случае попадания в боекомплект, конечно можно ждать его детонацию, в этом случае танкисты про не набирают полный комплект, а уходят на задание с небольшим количеством снарядов, и в случае чего можно избежать проблем с БК, если его уже нет.
Но есть другой вопрос – топливо. Вообще, проблема того, что топливо в танках, будь то дизель, бензин или керосин горит тема такая же старая. Еще во времена Великой Отечественной войны, от этого часто страдали танки Т-34 различных модификаций, когда топливные баки находились прямо в боевом отделении, и даже рядом с механиком-водителем, поэтому скажем, в бой с пустыми баками не шли, ибо пары дизеля были слишком летучими, и взрывались даже пустые канистры. У Т-72 другая проблема: передние носовые баки, которые буквально ничем не защищены. И если раньше в том, что они закрыты особой разницы не было, то теперь в случае открытых люков, и попадания скажем гранаты с дрона, этим самые передние баки, а также другие топливные контуры спокойно поражаются, так как являются не защищенной частью внутренней конструкции танка.
И эта уязвимость просуществовала около 50 лет, однако думается, давно была известна конструкторам, но на нее не обращали внимание. Кроме того, если в случае чего повреждено днище танка, топливо может просто начать вытекать, в результате чего машина будет обездвижена и по шлейфу горючей жидкости, спокойно ее можно накрыть. Что и можно видеть на фотографиях, которые мы приложили.
Надеемся, этот недостаток в дальнейшем будет исправлен, и мы не будем упираться в вопросы известные еще со времен Великой Отечественной войны, когда незащищенные участки системы подачи и хранения топлива приводили к потере не только машины, но и экипажа, а экипажи надо сохранять, они есть настоящее золото.