Зачем человеку подниматься в горы, или забираться вглубь тайги, когда все блага рядом. Для чего надо «сбегать» от остальных чтобы, например, побыть «наедине с природой», когда это вполне осуществимо в домашних условиях. Вопрос каждый решает для себя сам, одно известно точно, как только ты вышел за границы мегаполиса, грубо говоря, цивилизации, где не ловит связь, нет зарядки, а из еды одно яблоко на двоих, к жизни начинаешь относиться совершенно иначе. Ценными становятся настоящие ценности, в духовно-нравственном смысле и осознаёшь, что слово «богатство» имеет корень «Бог».
Казалось бы, что можно показать в фильме, в котором два персонажа на необитаемом острове? Ссорятся, мирятся, добывают пропитание. В общем, представить не сложно (Земекис поспорил бы, не о нём сейчас). Но так, чтобы взволновать и отразить, как они переживают, со всеми оттенками, тонами эмоционально сужающегося диапазона, это надо иметь безусловные способности рассказчика. Так вот у режиссёра данного фильма они очевидно есть. Тома Бедиген постоянный соавтор сценария Жака Одияра (Пророк, Братья Систерс, Дипан), написал ко всему прочему основу для CODA: Дитя глухих родителей и Ржавчина и кость. А здесь, к тому же, адаптирует роман Изабель Отисье, Ведь когда у кино имеется драматургическая база в виде хорошего литиста, это всегда чувствуется. Некоторые (Я) считают, что фильмы надо снимать только по мотивам художественной литературы. Сценарии часто менее продуманы.
Фильм представляет собой камерную и в тоже время насыщенную трагедию одиночества. Здесь сразу дают вводные публике о непростых отношениях дуэта путешественников. Они скупы на слова, такое, скорее всего, всегда происходит в долгосрочных вояжах на выживание. Тем не менее, даже заговорив, они нетерпимо толерантны, неприятие просачивается сквозь зубы, и эта невыносимая сдержанность продолжалась бы дальше, если не катастрофическая случайность. Внезапно оказавшись крохотными незащищёнными букашками против необъятного мира, им не стало нужды хранить накипь прожитых лет. В таких экстренных обстоятельствах надо чистить: мысли, душу, тело. Очистившись, это возможно только за тысячи километров от дома и на расстоянии протянутой руки от пингвинов, словно вновь родившись на свет, начинать знакомство, строить отношения, мечтать о будущем.
Режиссёр Бедиген повествует развитие отношений, а в голове держит прекрасные локации, безграничную волю, что ещё можно из этого выжать. Он завлекает не только перепалками или сценами добычи пропитания (каждый раз натуральное, порой отвратительное, зрелище), но и грамотно наводит триллера в момент невозвращения героя Леллуша из моря, или тягостного перехода Тьерри от одного лагеря в другой. Он математически распределяет каждый кусок картины по немалому хронометражу. Всякая сцена дополняет предыдущую и создавая эффект снежного кома, обрушивается протяжённым гудком пришвартовывающегося ледокола.
Актёрский дуэт демонстрирует лучшие навыки в профессии, тут им почти не на что облокотиться, нет подспорья в виде декораций или предметов, массовки и второго плана. Они объединяются с прекрасной природой, и в этой коллаборации творят чудесную магию.
Остров изгоев из тех немногих нежданчиков, начиная смотреть который ничего особенного не ждёшь, кроме освежения в памяти игры известных французских актёров. А в конце, после сеанса, рад точно дитя, нашедшее потерянную в прошлом году игрушку. Остров, безусловно, одна из настоящих пейзажных лаконичных драм, которые любознательно смотреть. Здесь, в сущности, про всё, про каждого, кто хоть на мгновение задумывался «уйти в лес подальше от всех». Кино не переубеждает в обратном. Вероятно, наоборот, даёт мотивы и подсказки, как это сделать незаметно даже для себя.