Чувство вины само по себе достаточно объёмное чувство. Его можно испытывать и даже тогда, когда ты не виноват.
Вина — это отрицательно окрашенное чувство, причиной которого является поступок с негативными последствиями для других людей или для самого себя. Вина является социальной эмоцией. Она играет важную роль в поддержании позитивных и доверительных отношений с окружающими, побуждая вести себя надлежащим образом, чтобы не чувствовать себя впоследствии виноватым, а также заставляя исправлять допущенные ошибки.
Расскажу историю из своей жизни....
У меня в закромах обнаружился винтажный сервиз. Я к таким вещам мягко говоря - равнодушна, а потому, я даже и не припомню откуда он. Но у меня есть твёрдое убеждение "если ты равнодушен к чему или кому либо, это не означает, что и другие равнодушны". Поэтому, я сфотографировала сервиз во всей его красе и выложила на популярный сайт по продаже вещей б/у.
Сразу же откликнулась женщина, которая захотела его купить. Казалось бы ничего не предвещало трудностей, но, мы живя в одном городе, по меркам города находились достаточно далеко друг от друга. Доставка предполагала дополнительный расход со стороны покупателя и дополнительное время с моей стороны. А со временем тяжеловато, учитывая плотный график консультаций и других запланированных активностей. В это же время множество людей пишет с предложением приехать и забрать сервиз, но по разным обстоятельствам этого не случается.
Женщина, которая откликнулась самая первая, оказалась более настойчивой, предложила доставку за свой счёт и взяла на себя расходы за упаковочный материал. Я в свою очередь заказала коробку, пупырчатую плёнку, упаковала сервиз соблюдая все правила перевозки стеклянных товаров. Выкроила время в своем графике, отнесла в ближайший пункт приёма, менеджер по приёмке всё проверила, приняла посылку приклеив на коробку с каждой стороны надпись "хрупко". Уверенность в том, что товар прибудет к покупателю в целости и сохранности 10 из 10 баллов. Однако...
В назначенное время женщина присылает мне фото отчёт о полученной посылке. Разочарование, удивление, возмущение, гнев наполнил меня от макушки до кончиков пальцев на ногах! Как же так!? Бывает.... Неееет, так не должно быть! Я не виновата! Но я виновата...
Почему я чувствую вину в то время, когда её фактически нет? Так происходит по разным причинам. В моем случае, это бессознательный отказ принять свои чувства и текущее состояние:
Перенос
Перено́с — феномен в психодинамической психологии, заключающийся в бессознательном перемещении ранее пережитых чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо.
У женщины, которая купила сервиз, мама перенесла инсульт и она ухаживает за ней, соответственно не может надолго отходить от неё. Несколько лет назад я перенесла инсульт, я знаю как трудно приходится людям, которые в этот момент рядом. Я могла бы постараться выбрать время для встречи и передать сервиз из рук в руки, но не стала.
Настойчивость
Настойчивость — это личностное волевое качество, которое характеризуется способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия и направлено на неуклонное достижение цели вопреки трудностям и препятствиям.
Во время подачи объявления, я уже решила для себя, что оформлять доставку не буду. Я видела в этом риски и во время переписки с покупательницей их озвучила. Осознав свой перенос, узнав о ситуации в которой находится женщина, я решила "пойти навстречу". Однако, я могла проявить настойчивость в своём решении и предложить другие варианты, но не стала.
Интуиция
Интуиция — это способность подсознания за долю секунды анализировать обстановку и находить оптимальные решения без долгих рассуждений и скрупулёзных выводов.
От момента к моменту, внутреннее ощущение того, что затея отправить фарфоровый сервиз доставкой может не увенчатся успехом, посещала меня все чаще и чаще. В последний момент, когда на посылку была наклеена надпись "хрупко", вошедший в пункт приёма посетитель кинул фразу: "Ха, хрупко! Знаю, как они этими коробками жонглируют!". Я ничего не ответила, но мысль о том, что его могут разбить, снова молнией мелькнула в моей голове. Я могла забрать сервиз и не отправлять, но не стала.
Женщина купившая сервиз, не стала делать возврат, она отказалась писать претензию в службу доставки. Мы душевно поговорили и оставили эту историю позади.
Из этой истории я извлекла урок - мы не можем влиять на действия других людей, но мы можем влиять на свои переживания посредством чёткого осознования и принятия своих чувств.
Автор: Анастасия Дядчук
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru