В понедельник, 3 июня, православные верующие отмечают День Владимирской иконы Божией Матери. Сегодня во всех храмах Тульской области прошли торжественные службы.
– Владимирская икона Божией Матери – один из наиболее почитаемых российских образов. С давних времён она защищала страну от захватчиков, даровала утешение страдающим и возвращала здоровье больным, – вспоминает насельник Свято-Введенского Макарьевского Жабынского монастыря иеромонах Валентин.
С Владимирской иконой Божией Матери связано сразу три даты. Так, 3 июня церковь вспоминает о чудесном спасении Москвы от нашествия Мехмед-Гирея в 1521 году. Затем 6 июля отмечается спасение русской столицы от войск хана Ахмата в 1480 году и освобождение от татаро-монгольского ига. Наконец, 8 сентября празднуют сретение чудотворного образа. Торжество установлено в память о спасении Москвы от Тамерлана.
– Икона Божией Матери, которая впоследствии получила название Владимирской, была написана в I веке апостолом и евангелистом Лукой. Для создания образа он использовал доску от стола, за которым обедали Иисус, Богородица и Иосиф Обручник. До V века икона хранилась в Иерусалиме, а затем её перевезли в Константинополь. В Россию образ попал в 1113 году – его получил в подарок от константинопольского патриарха князь Юрий Долгорукий. Изначально святыню поместили в женском Богородичном монастыре в Вышгороде. Впоследствии сын князя Андрей Боголюбский решил перевезти икону Божией Матери в свои владения на северо-востоке Руси. По легенде, когда Боголюбский проезжал мимо Владимира, его кони встали на берегу реки Клязьмы и отказывались идти дальше, как бы сильно их не подгоняли. В этот момент князю явилась Богородица со свитком в руке и велела оставить свой образ в городе, а на месте её явления построить храм. Боголюбский не мог ослушаться Божию Матерь и в точности выполнил её слова. С тех пор икона получила название Владимирская, – рассказал иеромонах Валентин.
Владимирская икона имеет ряд отличительных черт. Так, в отличие от других образов того же типа, на ней можно увидеть пяточку младенца Иисуса. Некоторые исследователи полагают, что эта деталь была добавлена во время реставраций. Кроме того, икона двусторонняя – на её задней стороне изображены престол и орудия страстей Христовых.