Всех приветствую, дорогие читатели и гости канала "Генератор мыслей". В последнее время я писала всё про учёбу и учёбу, пора и сменить тематику моего канала на что-то для удовольствия. Ваш покорный слуга недавно сходил на фильм "Сто лет тому вперёд", снятый по мотивам книг Кира Булычёва. Отзывы у этой картины довольно таки пёстрые: от лютой ненависти и сравнение "А вот раньше" до одобрения современного подхода к этому сюжету. Я рассмотрю все нюансы этого фильма и расскажу, для какой именно аудитории этот фильм предназначен.
Внимание! Есть спойлеры!
Актёрский состав и сравнение главных героев.
Сто лет тому вперёд» — российский фантастический фильм режиссёра Александра Андрющенко по мотивам одноимённой повести Кира Булычёва (1978). Главных героев, Алису Селезнёву и Колю Герасимова, сыграли Дарья Верещагина и Марк Эйдельштейн, а злодеев, космических пиратов, Весельчака У и Глота, — Александр Петров и Юрий Борисов.
В отзывах многим не нравится, что подростков играют взрослые люди. Но мне показалось, образы Алисы и Коли вполне гармонично выглядят и не режут глаз. Может быть, c прекрасной советской девочкой из будущего она и не сравнится, но внешний вид и её поведение вполне схожи с её книжной версией. Хотя в отзывах я читала возмущения, что розоволосая Алиса с короткой стрижкой хамит учителям, не уважает отца. Это всего лишь вариация её поведения в современной реальности(то есть в ещё более дальнем будущем).
Курчавый Коля Герасимов теперь не ходит с авоськой с бутылками кефира, а сочиняет рэп. Возможно, это смотрится немного забавно и непривычно, но подходит для нынешних реалий. Впрочем, отец главной героини в детстве, во время прочтения книг, мне именно таким и представлялся.
Судя по отзывам, многих очаровал Александр Петров в роли Весельчака У. По-моему, он и правда хорошо вжился в этот образ. Хотя некоторые вопросы вызывает его флирт с Кирой, но о романтических ветвях этого фильма стоит отдельно поговорить.
Романтическая ветка и ценз
Вот что меня удивило, так это возрастная категория 6+ у этого фильма. Если ещё сцены поцелуев и всякие шуточки можно не брать в расчёт, но сам сюжет с многочисленными драками, взрывами и детальной сценой гибели Весельчака У не слишком хорошо для детей такого раннего возраста. Справедливо было бы указать допустимый возраст- 12+.
Что по поводу романтической ветки, обычно в подростковых произведениях её вниманию уделяется либо чрезмерно гиперболизированное значение( жертвенность, любовь с первого взгляда и до конца жизни и т.д.). либо присутствует лишь для галочки, а на самом деле совершенно излишняя. Здесь же влюблённость Коли и Алисы хотя наивна, но всё же оправдывается общей идеей заботы о будущем и личными жертвами во благо общего мира. Она хотя спонтанна и не до конца осознанна, но всё-таки не лишена смысла.
Попыталась как можно мягче выразиться, но, надеюсь, не запутанно.
А вот что касается намёков на флирт Весельчака У с Кирой Селезнёвой, то это у меня вызвало полное недоумение. Возможно, многим нравится харизма и некоторая дерзость этого злодея, мотивы которого прекрасно описываются и оправдываются, но такое его поведение мне показалось неуместным.
Сюжет
Раз уж мы заговорили про Весельчака У, то вспомнился и момент его смерти, который был выставлен даже как геройский поступок- защитить мать Алисы, мне этот ход показался банальным. До этого они так хорошо боролись с врагами, а тут так сразу, на месте умер
. Ещё многое не объяснено и наивно. Например, почему никто не винил Колю и не обижался на него, когда он достал космион? А почему не было не единого момента, когда Алиса хоть на секунда задумалась, что Коля косвенно убил её отца, хоть на секунду не охладела бы к нему, а-ля сцена "Мне нужно об этом подумать", "Я так не могу"? Что уж говорить про мнимую смерть Коли и такое предсказуемое и клишированное его воскрешение .Хорошо, что не поцелуй истинной любви придал ему сил к жизни.
Многие повороты сюжета предсказуемы, не раз появляется ощущение, что я где-то это видела.
И так и не раскрыли понятно, как Кира смогла выжить после победы над Глотом, ведь по истории она пошла на собственную смерть- прыгнула и захватила Глота с собой. Даже банального и сверхъестественного объяснения не было. Потом Алиса просто узнаёт от отца и из письма мамы, что та живёт себе в прошлом спокойненько.
Сравнение оригинала и фильма
И вот настал злосчастный момент сравнения и причитаний.
Конечно, как это стало в последнее время популярным, когда идей новых нет, берёмся за переделку старого, чтобы продержался хотя бы за счёт старой аудитории.
Это правило можно применить к экранизации "Сто лет тому вперёд". Сначала я, как ценитель книжек про Алису Селезнёву, в ностальгическом настроении даже прониклась этим фильмом, окончательно добила меня финальная песня "Прекрасное далёко" на новый мотив.
Но потом холодный разум вступил в игру, и стало понятно, что ничего кроме этого вымученного чувства ностальгии у меня не осталось. И оно появилось из разряда, что прекрасное далёко- не что иное как сказка и пустые надежды. От него осталось только название фильма и имена героев. Всё остальное взято откуда-то ещё, получается какая-то непонятная мешанина.
Мне не хватило большего и детального погружения в мир Алисы Селезнёвой. Раз берётесь за переделку, так изучите тщательнее! Потрудитесь сделать хотя бы парочку отсылок для старой аудитории. Алиса в фильме показана страдающей одиночкой, хотя в книге у неё много друзей( хотя в книге она и не теряла мать). Такой образ нужен был для остроты переживаний и схожести, сплочённости Коли и Алисы. Мне не хватило ни её друзей, ни более детального описания космозоо, персонажей из других частей книги: полюбившийся многим Громозека и сообразительная птица Говорун. И что вместо этого? Эпические сражения, постоянная беготня и появление клишированных второстепенных персонажей( вроде одноклассников Коли) только ради смеха?
Каков был посыл?
Конечно, отторжения эта картина у меня не вызвала, и все эти битвы и спецэффекты сняты на должном уровне. Однако это всё не ново, в сюжете множество дыр, заметные невооруженным взглядом. От оригинала только название и старые надежды зрителей. Может быть, там заложен какой-то новый смысл? Да, не особо. Только более чётко выражена одна единственная мысль о заботе о будущем.
"А сегодня что для завтра сделал я?"
Рост персонажей не очень чётко выражен, но хотя бы попытались изменить их характеры. Так что, какой- никакой итог подведён был. Они постарались сделать что-то светлое, цепляющее за душу.
Правда этой души практически незаметно из-за постоянной беготни, проблем, прыжков во времени и спасения мира.
Хотя для нынешнего поколения, может быть, вполне адекватно.
Вот такое мнение у меня сложилось об этой экранизации "Сто лет тому вперёд". Будет интересно почитать ваши отзывы и комментарии по этому фильму. Какие несостыковки заметили вы? Или же какие оправдания и плюсы?