Найти в Дзене
EduDrain

Игорь Эммануилович Грабарь: портрет через переписку

Оглавление
Игорь Эммануилович Грабарь
Игорь Эммануилович Грабарь

Я решила взять именно этот период переписки, хотя Татьяна Павловна Каждан, составлявшая альманах писем Грабаря, включила туда переписку аж с 1891 года. Но меня интересовал период перелома. Шла Великая война, Россия стояла на пороге полнейшей трансформации. Конечно, чтобы понять противоречивую и мощную личность Грабаря, следует изучить всю переписку. Мои статьи направлены именно на мотивацию людей читать источники и находить в них ответы на вызовы дня сегодняшнего.

Итак, Каждан и письма Грабаря…

Грабарь в письмах проявляет себя, однозначно, как энергичный и целеустремленный человек, посвятивший свою жизнь искусству. Он активно делился своими идеями, мнениями и планами с коллегами и друзьями, демонстрируя глубокое понимание культурных процессов и стремление улучшить состояние российского искусства. Грабарь отличался инициативностью и настойчивостью, что позволяло ему воплощать в жизнь многочисленные проекты. Однако его активная позиция нередко приводила к конфликтам с окружающими, что также отразилось в его переписке.

Наиболее частыми корреспондентами Грабаря в этот (впрочем, как и в предыдущий) период были видные деятели искусства и культуры. Среди них можно выделить следующих известных нам товарищей:

1. Н.Н. Врангель

2. А. Н. Бенуа

3. Л.И. Нерадовский

4. Ф.Ф. Горностаев

5. И.С. Остроухов

6. В.Т. Георгиевский

7. А.А. Луговой

8. С.П. Яремич

9. В.Я. Брюсов

10. К.А. Сомов

Эти люди часто обсуждали с Грабарем вопросы, связанные с организацией выставок, реставрацией памятников и подготовкой научных трудов по искусству.

Остановимся на трех из них.

Грабарь и Александр Бенуа: дружба с оттенком соперничества

Бенуа А. Н.
Бенуа А. Н.

Отношения между Игорем Грабарем и Александром Бенуа можно сравнить с танцем двух ярких звезд на небосводе русской культуры начала XX века. Эти двое — горделивые, талантливые и до крайности увлеченные своим делом, вместе создавали невероятные проекты и поддерживали друг друга в сложные моменты.

Грабарь и Бенуа, как истинные друзья-художники, нередко обменивались письмами, в которых обсуждали не только вопросы искусства, но и житейские дела. Грабарь часто писал Бенуа о своих новых идеях и проектах, надеясь на поддержку и совет. Бенуа, в свою очередь, не оставался в долгу, искренне интересуясь делами друга и предлагая свою помощь.

Однако их дружба была не лишена здоровой (а порой и не очень здоровой) дозы соперничества. Оба были яркими личностями с сильными характерами, и это не могло не приводить к столкновениям. Например, Грабарь в одном из писем упоминал, что считает Бенуа "всегда оглядывающимся назад" и "скептически относящимся ко всему новому". Бенуа же, в свою очередь, иногда считал Грабаря чересчур амбициозным и склонным к деспотизму в работе.

Их сотрудничество началось еще в 1899 году, когда Грабарь, будучи в Мюнхене, принял предложение Сергея Дягилева стать постоянным сотрудником своего журнала "Мир искусства".

Бенуа писал, что русским искусством может управлять только два человека: Дягилев и Грабарь. 1900 год. Грабарь во Франции учится у импрессионистов технике отдельного мазка, "музыке в красках". В 1901 году Грабарь заново открывает красоту русского пейзажа. Пишет статью "Упадок или возрождение".

В 1901 году "Мир искусства" показывает 9 пейзажей Грабаря, и тот сразу становится известным. Гиршман, Морозов приобретают его работы; "Луч солнца" покупает Совет Третьяковки.

В это время сотрудничества с "мирискусниками" его работа с "Нивой" отходит на задний план. Он пишет статьи. На Фонтанке он и знакомится с Бенуа, очень скромным, в мятом костюме, с взъерошенной головой (тоже юрист)!

-3

Впоследствии они работали над многими проектами, включая "Историю русского искусства". Грабарь, будучи перфекционистом, часто диктовал Бенуа и другим коллегам свои идеи и требования. Это, конечно, иногда вызывало недовольство, но не могло подорвать общего стремления к созданию чего-то значительного и важного.

Бенуа всегда поддерживал Грабаря, даже когда тот попадал в сложные ситуации. Например, в 1916 году, когда вокруг Грабаря разгорелся скандал из-за его нововведений в Третьяковской галерее, Бенуа публично встал на его защиту, написав статью "Спор из-за Грабаря". Он подчеркнул, что Грабарь — настоящий деятель искусства, знающий свое дело и работающий на благо культуры.

Переписка Грабаря и Бенуа полна не только деловых вопросов, но и личных моментов, которые часто сопровождались юмором. В одном из писем Бенуа шутливо заметил, что если Грабарю "надоест эта обуза" работы, он готов взять бразды правления в свои руки. Эти дружеские подколы и шутки лишь укрепляли их связь и позволяли справляться с многочисленными вызовами.

Разногласия между Грабарем и Бенуа были неизбежны, учитывая их сильные и независимые личности, как и самомнение. Например, при работе над "Историей русского искусства" у них возникли серьезные разногласия по поводу подходов и методов работы. Грабарь, будучи приверженцем строгой системы и структуры, часто настаивал на своем, что не всегда устраивало более свободолюбивого Бенуа.

Тем не менее, несмотря на все конфликты, их отношения оставались теплыми и уважительными. Оба понимали важность друг друга для общего дела и были готовы идти на компромиссы ради достижения общих целей.

Отношения Игоря Грабаря и Александра Бенуа можно сравнить с дуэтом двух сильных голосов, каждый из которых звучит ярко и самобытно, но вместе они создают неповторимую гармонию. Их переписка — это не просто набор писем, а живая летопись творческих поисков, дружбы и сотрудничества двух великих мастеров своего времени. И пусть их пути иногда расходились, общая любовь к искусству всегда возвращала их на одну дорогу.

Грабарь и Николай Врангель (до 1915 года): творческий союз и будни

Врангель Н.Н.
Врангель Н.Н.

Переписка Игоря Грабаря и Николая Врангеля (брата будущего на тот момент лидера "белого" движения барона Врангеля), датируемая 1916-1917 годами, раскрывает удивительный дуэт двух выдающихся деятелей культуры того времени. Их отношения можно охарактеризовать как творческое партнерство, полное взаимного уважения, юмора и дружеского подтрунивания.

Игорь Грабарь и Николай Врангель активно сотрудничали в подготовке и реализации проектов, связанных с искусством и культурой. Врангель выступал не только как корреспондент, но и как партнер в научных и культурных начинаниях Грабаря. Их письма наполнены обсуждениями текущих проектов, планами на будущее и размышлениями о значимости русского искусства.

Это отрывок из воспоминаний Валентина Платоновича Зубова "Страдные годы России", который мне удалось отснять (как и всю книгу). Она нигде не продается и доступна только в библиотеках, и то всего трех. Зубов пишет тут о размышлениях Николая Врангеля. Обратите внимание, что Врангель в 1914 году предсказал переход в пост-культурную эпоху. Мы сейчас в ней, друзья.
Это отрывок из воспоминаний Валентина Платоновича Зубова "Страдные годы России", который мне удалось отснять (как и всю книгу). Она нигде не продается и доступна только в библиотеках, и то всего трех. Зубов пишет тут о размышлениях Николая Врангеля. Обратите внимание, что Врангель в 1914 году предсказал переход в пост-культурную эпоху. Мы сейчас в ней, друзья.

Одним из ключевых проектов, над которым они работали вместе, была "История русского искусства". Грабарь активно делился с Врангелем своими находками и идеями, обсуждал планы и структуру издания. В одном из писем Грабарь с энтузиазмом описывает, как он "рыскал по архивам и чердакам в поисках забытых сокровищ искусства" и радовался каждой новой находке, как ребенок конфетам.

Взаимопонимание и уважение между Грабарем и Врангелем были основой их плодотворного сотрудничества. Врангель, как и Грабарь, был глубоко увлечен русским искусством и стремился сохранить его для будущих поколений. Грабарь часто отмечал в письмах, как он ценит взгляды и советы Врангеля, называя его "настоящим знатоком и энтузиастом".

Несмотря на серьезность обсуждаемых тем, переписка Грабаря и Врангеля полна юмора и легкости. Они нередко шутили друг над другом, что придавало их отношениям особую теплоту и дружеский тон. Например, в одном из писем Грабарь иронично замечает, что Врангель "вечно копается в бумагах, как старый архивный крот", на что Врангель отвечает, что Грабарь "рисует так, будто у него кисть приросла к руке".

Как и в любом творческом союзе, у Грабаря и Врангеля бывали разногласия. Обсуждение планов и проектов иногда переходило в жаркие споры. Грабарь мог быть довольно категоричным и настойчивым в своих убеждениях, что не всегда устраивало Врангеля. Однако, несмотря на конфликты, их дружба и взаимное уважение всегда брали верх. Грабарь признавал ценность критики Врангеля и часто пересматривал свои идеи, учитывая его замечания.

Грабарь и Константин Сомов: переписка с юмором и теплотой

Сомов К.А. Автопортрет.
Сомов К.А. Автопортрет.

Отношения между Игорем Грабарем и Константином Сомовым, отраженные в их переписке 1916-1917 годов, напоминают танго двух одаренных и харизматичных партнеров. Эта переписка полна взаимного уважения, дружеского подтрунивания и совместных творческих амбиций. Давайте взглянем на эту игру поближе.

Игорь Грабарь и Константин Сомов часто обсуждали в письмах свои творческие проекты и идеи. Оба художника были не только коллегами, но и друзьями, которые понимали и поддерживали друг друга в стремлении к искусству. В их переписке часто обсуждаются детали выставок, художественных работ и планов на будущее.

Грабарь, с его постоянным стремлением к совершенству и структурированности, часто предлагал новые проекты и делился своими находками. Сомов же, обладая более свободолюбивым и экспрессивным характером, всегда добавлял в их общение нотку легкости и юмора. Например, обсуждая название нового журнала, Сомов предлагал варианты вроде «Храм муз» или «Венок Аполлона», которые, по его мнению, звучали "живописно".

Грабарь часто хвалил работы Сомова, отмечая его тонкое чутье и художественное мастерство. Сомов, в свою очередь, ценил организаторские таланты и трудолюбие Грабаря.

Например, когда вокруг Грабаря разгорелся скандал из-за перевески картин в Третьяковской галерее (Грабарь инициировал историческую развеску - которую мы знаем и по сей день - вместо "шпалерной", которая была всегда до него), Сомов был одним из тех, кто публично поддержал его, подписав коллективное письмо в его защиту. Такая поддержка друзей была для Грабаря важной и значимой.

В одном из писем Сомов шутливо описывает, как его "подкупили" предложением работать над новым проектом, а Грабарь отвечает, что не сможет "обеспечить такие же шикарные условия", но приглашает друга к сотрудничеству.

Такие моменты добавляют их переписке теплоты и дружеской атмосферы. Они могли обсудить серьезные вопросы искусства, а затем переключиться на легкие и веселые темы, что помогало сохранять баланс и поддерживать позитивный настрой.

Конечно, не обходилось и без споров. Как и любой творческий дуэт, Грабарь и Сомов иногда сталкивались во взглядах на искусство и методы работы. Грабарь, склонный к структурированности и дисциплине, иногда критиковал более свободолюбивые подходы Сомова. Однако такие конфликты не разрушали их отношений, а скорее способствовали росту и развитию обоих художников.

В одном из писем Грабарь выражает недовольство тем, что Сомов не всегда соблюдает сроки и может быть слишком увлечен своими идеями, забывая о практической стороне дела. Сомов отвечает, что "истинное искусство не знает сроков", добавляя улыбку в конце письма.

Переписка Игоря Грабаря и Константина Сомова оставила значительный след в истории русского искусства, показывая, как важно сохранять человечность и чувство юмора, даже занимаясь самыми серьезными делами.

Отношение Грабаря к искусству

Искусство для Грабаря было не только профессией, но и главным смыслом жизни. Он считал, что искусство должно быть доступно и понятно широкому кругу людей. Грабарь стремился к сохранению и популяризации культурного наследия России, активно занимался организацией выставок, реставрацией произведений искусства и научной деятельностью. В письмах он неоднократно подчеркивал важность искусства как средства духовного обогащения и национального самоопределения.

Отношение Грабаря к коллегам

Грабарь проявлял уважение к коллегам, но был весьма требователен. Он ожидал от других такой же преданности искусству, какой отличался сам. Это иногда приводило к напряжениям и недоразумениям. В переписке он высказывал недовольство бюрократическими проволочками и недостаточной коллегиальностью в принятии решений. Тем не менее, Грабарь активно сотрудничал с коллегами, стремясь к общим целям в области культуры и искусства.

Одной из главных проблем, с которыми столкнулся Грабарь в этот период, были конфликты вокруг управления Третьяковской галереей. Его нововведения и методы работы часто подвергались критике, что вызывало споры как в профессиональном сообществе, так и в прессе. Грабарь также сталкивался с трудностями в реализации своих проектов из-за недостатка финансовых средств и организационных препятствий.

Отношение Грабаря к политике

Хотя в письмах Грабарь редко затрагивал политические вопросы напрямую, его деятельность в области искусства была тесно связана с общественно-политическими процессами того времени. Он осознавал важность культурной политики и ее влияние на общественное сознание. Грабарь поддерживал идеи культурного просвещения и сохранения национального наследия, что отражало его косвенное участие в политической жизни страны. Надо отметить, что пока Луначарский занимал свой пост, отстаивать интересы культуры было несколько проще. Ситуация стала менять с момента "отстрела" ленинской "гвардии". Но Грабарь пережил всех оппонентов!

Грабарь не мог оставаться равнодушным к событиям, происходившим в России в эти годы. В своих письмах он обсуждал сложную ситуацию в стране, выражал обеспокоенность состоянием культуры и искусства. Несмотря на трудности, Грабарь верил в возможность культурного возрождения и продолжал активно работать над своими проектами, стремясь к улучшению положения дел в российском искусстве.

Письма Грабаря отражают его эмоциональную неустойчивость и подверженность смене настроений. Он мог быть воодушевлен новым проектом, а затем впадать в уныние из-за бюрократических проволочек или критики. Тем не менее, его природный оптимизм и энтузиазм позволяли ему преодолевать трудности и продолжать работать с полной отдачей.

Грабарь был человеком требовательным и не всегда легко уживался с коллегами. Его стремление к совершенству и высокая планка ожиданий могли вызывать недовольство у окружающих. В письмах он иногда выражал разочарование в людях и жаловался на недостаток понимания со стороны коллег. Грабарь также был склонен к эмоциональным всплескам, что могло затруднять его профессиональные взаимоотношения.

Переписка Игоря Грабаря за 1916-1917 годы раскрывает не только важные аспекты художественной жизни того времени, но и дают представление о сложной и многогранной личности самого Грабаря.

Работа по спасению культурных ценностей в 1918 году

Грабарь И. Э. Автопортрет.
Грабарь И. Э. Автопортрет.

В 1918 году, в сложные послереволюционные времена, Игорь Грабарь взял на себя важнейшую миссию по спасению и сохранению культурных ценностей России. Этот период его деятельности был наполнен трудностями, связанными с политической нестабильностью, но Грабарь с энтузиазмом и решительностью продолжал свою работу.

В том же 1918 году Грабарь был назначен комиссаром по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Народном комиссариате просвещения (Наркомпросе). Его основная задача заключалась в предотвращении утрат культурных ценностей, которые оказались под угрозой из-за хаоса и разрушений, вызванных революцией и гражданской войной. Иными словами, он должен был спасти культурные ценности от уничтожения и расхищения распоясавшимися революционными массами, которые могли штыком и глаза на потрете выколоть (как то было с портретом Николая II кисти Серова! - как это страшно даже печатать), и омочиться на холст, и написать "Здесь был..." прямо поверх шедевра, и плеваться и справлять нужду на мебель во дворцах и усадьбах, и выковыривать драгоценные камни и самоцветы из окладов икон... Со всем этим в Москве боролся с целой армией сподвижников Грабарь...

Одним из главных направлений работы Грабаря было спасение музейных коллекций, которые могли быть разграблены или уничтожены. Он организовал учет и регистрацию музейных фондов, что позволило создать систематизированные каталоги и списки предметов искусства. Эти меры были необходимы для предотвращения утрат и для обеспечения контроля за сохранностью культурного наследия.

Грабарь также уделял большое внимание охране памятников архитектуры. В условиях, когда многие здания подвергались разрушению или приспособлению для других нужд, он инициировал мероприятия по их защите и консервации. Он организовал комиссии для обследования состояния памятников и разработал планы по их реставрации.

Личная инициатива и неутомимая энергия Грабаря играли ключевую роль в его работе. Он лично посещал музеи, хранилища и памятники, часто работая в условиях нехватки ресурсов и поддержки. Его энтузиазм и профессионализм вдохновляли коллег и помогали мобилизовать усилия для сохранения культурного наследия.

Помимо спасения существующих ценностей, Грабарь активно способствовал созданию новых музеев. Он понимал, что культурное просвещение и доступность искусства для широкой общественности являются важными факторами в сохранении национальной идентичности. В 1918 году было основано несколько новых музеев, которые играли значительную роль в культурной жизни страны.

Работа Игоря Грабаря в 1918 году имела огромное значение для сохранения культурных ценностей России. Его усилия предотвратили многочисленные утраты и помогли сохранить важные произведения искусства и архитектуры для будущих поколений. Грабарь проявил себя не только как выдающийся художник, но и как деятель культуры, посвятивший свою жизнь сохранению и приумножению культурного наследия.

Работа Игоря Грабаря по спасению культурных ценностей в 1918 году стала важной вехой в истории российской культуры. Его деятельность в этот сложный период показала, что даже в условиях крайней нестабильности и опасности можно и нужно предпринимать усилия для сохранения национального достояния. Грабарь оставил после себя наследие, которое продолжает вдохновлять и служит примером самоотверженной службы искусству и культуре.

Об этой работе поговорим в другой статье, посвященной книге Евграфа Васильевича Кончина «Эмиссары восемнадцатого года».