В рубрике «Служение. Мастерские» мы знакомим вас с людьми — от руководителей до рядовых сотрудников, — которые трудятся в нашем монастыре в различных мастерских.
Под синим куполом «Державного» храма уже много лет размещается аудиостудия. Когда-то Господь привел сюда удивительного человека — Нину Михайловну Жукову. Добрая, внимательная, по-матерински заботливая, она привнесла в мастерскую всю теплоту своего сердца. Однако при внешней мягкости характера в своей бухгалтерии она — настоящий воин Христов. Тут у нее полный порядок. Еще бы! Годы работы бухгалтером в миру не прошли даром. Но Нина Михайловна, вспоминая свои достижения, только улыбается и говорит, что прежней ее уже нет. Зато есть она новая.
«Требуется бухгалтер»
— Когда мой младший сын Леша заболел, я часто его навещала. Возвращаюсь из больницы, иду к храму, захожу в церковную лавочку. Там тогда трудилась инокиня София (ныне покойная монахиня Евгения). Она, видя мое состояние, говорит: «Иди, там отец Андрей (Лемешонок. — Прим. ред.) ведет беседу, послушай, тебе поможет». Я посидела, послушала раз, второй, а потом стала каждый вторник приходить к батюшке на беседы.
Тем временем захожу на сайт монастыря и читаю: «Требуется бухгалтер аудио- и видеостудии». Это объявление висело чуть ли не полгода. Я сама себе думала: «Что ж они никак не могут бухгалтера найти?»
На исповеди отцу Андрею говорю: «Как-то мне тяжеловато стало работать». Однажды пришла на службу. Во время проповеди матушка Иоанна (Орлова) стояла с диктофоном и записывала слово батюшки. Я подошла ко кресту и сказала отцу Андрею, что ухожу со светской работы. Он тут же берет меня за руку и говорит монахине Иоанне: «Тебе нужен был бухгалтер, вот бери». Так я и стала трудиться в монастыре.
Интересно, что во время бесед батюшки я видела, как какие-то люди по черным ступенькам поднимались и заходили в дверь. Мне было интересно узнать, что там. Каково же было мое удивление, когда на следующий день меня ввели по черным ступенечкам в заветную дверь.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Божьи люди
— Мать Иоанна сразу спустила меня с небес. Я же в миру занимала высокие должности и была «звездой», а тут выходило, что всё у меня не так, всё плохо. Пришла София, которая в то время трудилась главным бухгалтером, села со мной рядышком, обняла за плечи и говорит: «Нинушка, мы с тобой недостойны здесь полы мыть, а нам бухгалтерию доверили. Трудись. Что можешь поправить — поправь, что не можешь — оставь. А так молчи».
А дальше я стала нести послушание. Какие люди меня здесь встретили! Я так благодарна за то, что у меня есть Костя Карманов, Женя Лукомский, монахиня Арсения! Это Божьи люди. То, что мое место находится в храме «Державной» иконы Божией Матери, — незаслуженная милость Божия.
«Я тут встретила любовь»
— Что изменилось за те десять лет, которые я тружусь в монастыре? Я чувствую себя здесь частичкой другого мира. До этого была совсем другая жизнь. В миру было важно, у кого больше должность, какая зарплата, было много внутренних подводных течений. Здесь за всё время моего послушания я ни разу не столкнулась с тем, чтобы кто-то оговорил человека, сказал что-то плохое. Я тут встретила любовь, просто любовь между людьми. А любовь — это Бог. Между людьми Бог был, есть и будет. Я тут это встретила, и оно в меня вжилось.
Без Бога не до порога
— Я крестилась вместе со своим старшим сыном и младшим братом Колей в 24 года. Мы все вместе идем, а мама моя стоит на горочке и смотрит на нас, а в глазах у нее такая надежда!..
И до монастыря у меня была вера, но она была такой, какой мне привила ее мама. Когда я выходила из дома, она мне часто говорила: «Нина, без Бога не до порога. Доченька, твои сестры не будут ходить в храм, а ты будешь. Поминай нас».
Когда мне было года четыре, к нам домой пришел председатель сельсовета описывать имущество, потому что папа делал дранку и возил ее продавать, чтобы прокормить семью из восьми человек, а кто-то написал об этом донос. Вот ходит этот человек по дому, а у нас в углу висит икона Спасителя. Он спрашивает: «Прасковья Михайловна, а это что?» Мама сказала: «Это моя икона. Вы можете меня снять с бригадирства, но икону я не отдам». — «Описывать тут нечего, — заметил мужчина. Показал на меня и говорит: — А вот ее я бы забрал».
Жили как одна семья
— Деревня, в которой я родилась, была небольшая, храм находился далеко. Яркое воспоминание детства: на Пасху с первыми лучами солнца каждая хозяйка выходила из дома, стлала на траву чистый рушник и клала кулич, пасху, крашеные яйца. Потом становилась на крыльцо и пела: «Христос воскресе из мертвых…» Таким образом хозяйки освящали пасхальную снедь.
Вообще, село у нас было дружное, жили как одна семья. Однажды наша корова погибла. Мама кричала в голос, ведь как без коровы прокормить шесть детей? Односельчане ее не оставили в беде — каждый день приносили молоко. Иногда молока было так много, что мама доставала сепаратор.
Мой папа пришел с Великой Отечественной войны инвалидом 1-й группы. В сенокос женщины вешают косы на забор, а он берет их и клепает. Уставал, конечно.
Мама его жалела:
— Зачем ты так много работаешь?
— У тебя муж вернулся с войны, а у них — нет. Кто им поможет?
Действительно, в село с войны вернулось только несколько мужчин…
Мамина вера, с которой она прошла всю свою жизнь, передалась мне. А что внутри поменялось? Я напрочь ушла от своей звездности. Потихонечку, постепенно. Мое послушание в монастыре — это Промысл Божий о моем спасении.
«Батюшка, я все грехи забыла»
— Конечно, очень помогали таинства — исповедь, Причастие. Когда прихожу к батюшке Андрею на исповедь, стою в очереди и перебираю в уме: «Это надо сказать, в этом покаяться…» Подхожу к отцу Андрею и не помню, что хотела сказать: «Батюшка, я все грехи забыла». А он смотрит на меня, улыбается, а в глазах у него — Бог.
Я очень переживала за сына, и однажды отец Андрей сказал мне: «Долго ты будешь плакать сюда ходить? Чтобы завтра он был у меня». Теперь Леша тоже трудится здесь и очень любит монастырь и свое послушание.
Чуть позже в школу «Ихвис» взяли бухгалтером мою невестку Ирину. Она мне как дочь. Всегда радуюсь ее успехам.
«Добродел»
— С 2021 года я стала параллельно с основным послушанием вести бухгалтерию мастерской «Добродел». Руководит мастерской инокиня Александра, а трудятся там только люди с ограниченными возможностями.
С ними впервые встретилась в храме святой Ксении Блаженной на территории психоневрологического интерната. Они обнимали меня, целовали. Когда я возвращалась со службы, от переполнявших меня чувств плакала навзрыд.
У матушки Александры ангельское терпение. Она со своими подопечными как с детьми: к каждому подойдет, поможет, объяснит. Послушание помогает этим людям чувствовать себя нужными. Труд, общение и Христос исцеляют их, дают опору в жизни.
Я благодарна Богу за то, что слышит мои молитвы, помогает моим близким и мне. Понимаю, что живу только милостью Божией.
МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО
НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU