Найти в Дзене
«Забытое»

Монеты “Оружие Великой Победы”: 25 рублей “Т-34 (М.И. Кошкин)”

Друзья, снова рад приветствовать Вас на канале “Забытое…”! Как Вы уже могли догадаться из названия, сегодняшняя тема вновь будет посвящена памятной серии монет “Оружие Великой Победы”. В этот раз, повествование пойдет о 25 рублевой монете с изображением среднего танка "Т-34" и фамилией его главного конструктора М.И. Кошкина. Будет интересно! Погнали!😉 "25 рублей Т-34 (М.И. Кошкин)". Материал: медно-никелевый сплав. Тираж: 1 000 000 шт. Вес: 10 гр. Диаметр: 27 мм. Датировка: 2019 год. Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Ярославской губернии (наст. деревня Брынчаги, Переславский район, Ярославская область). Крестьянская многодетная семья жила бедно. Отец Михаила занимался отхожими промыслами. В 1905 году отец надорвался на лесозаготовках и умер, оставив жену и трех малолетних детей. Мать Михаила идет батрачить, а сам он окончив три класса церковно-приходской школы уезжает на заработки в Москву (в 10-летнем возрасте), где устраивается на кондитерскую фабрику.

Друзья, снова рад приветствовать Вас на канале “Забытое…”! Как Вы уже могли догадаться из названия, сегодняшняя тема вновь будет посвящена памятной серии монет “Оружие Великой Победы”. В этот раз, повествование пойдет о 25 рублевой монете с изображением среднего танка "Т-34" и фамилией его главного конструктора М.И. Кошкина. Будет интересно! Погнали!😉

  • “25 рублей: Т-34 (М.И. Кошкин)”
"25 рублей Т-34 (М.И. Кошкин)". Материал: медно-никелевый сплав. Тираж: 1 000 000 шт. Вес: 10 гр. Диаметр: 27 мм. Датировка: 2019 год.

Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Ярославской губернии (наст. деревня Брынчаги, Переславский район, Ярославская область).

Крестьянская многодетная семья жила бедно. Отец Михаила занимался отхожими промыслами.

В 1905 году отец надорвался на лесозаготовках и умер, оставив жену и трех малолетних детей. Мать Михаила идет батрачить, а сам он окончив три класса церковно-приходской школы уезжает на заработки в Москву (в 10-летнем возрасте), где устраивается на кондитерскую фабрику.

В начале 1917 года Михаил был призван в Русскую императорскую армию. В период Первой мировой войны попал на Западный фронт, где воевал в составе 58-го пехотного полка.

В 1918 году Михаил ушел добровольцем в железнодорожный отряд РККА. В период Гражданской войны воевал под Царицыным, а также в составе 3-го железнодорожного батальона принимал участие во взятии Архангельска (Северный фронт).

В 1921 году 3-й железнодорожный батальон был расформирован. Михаил Кошкин покинул армейскую службу.

В 1929 году Михаил был зачислен в Ленинградский технологический институт (наст. Санкт-Петербургский государственный технологический институт), откуда вскоре перевелся на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института (наст. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого). Перед зачислением в институт Кошкин отправил письмо Сергею Мироновичу Кирову с просьбой оказать содействие в получении технического образования.

В 1934 году Михаил Кошкин работает в КБ Ленинградского завода имени С.М. Кирова под руководством опытного советского конструктора Семена Александровича Гинзбурга. Михаил Ильич проходит путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ. В это время КБ проводит работы на танками Т-29 и Т-46-1 (модернизация танков Т-28 и Т-26).

В 1936 году Михаил Кошкин “...за отличную работу в области машиностроения...” был награжден орденом Красной Звезды.

Инженер-конструктор Михаил Ильич Кошкин (1898-1940 гг.).
Награды: Герой Социалистического Труда, Орден Ленина, Орден Красной Звезды и Сталинская премия.
-2

В конце 1936 года в танковом отделе Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна (ХПЗ) (наст. Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева) возникли проблемы с модернизацией серийного легкого танка БТ-7. Георгий Константинович Орджоникидзе (Нарком тяжелой промышленности СССР) лично обратился за помощью к Михаилу Кошкину и вскоре, принял решение направить его с Ленинградского завода на Харьковский завод. Кошкина назначили руководителем танкового КБ-190.

Перед КБ-190 стояла задача обеспечить производство и модернизацию танков БТ-7. Однако Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.) показала высокую уязвимость танков БТ-7 и Т-26 для огня артиллерии и крупнокалиберных пулеметов. А так как данная техника являлась основной в Красной армии, это означало только одно - замена всего танкового парка.

В 1937 году Михаил Кошкин возглавил КБ-24, которое меньше чем за год спроектировало колесно-гусеничный танк БТ-20.

В марте 1938 года был утвержден эскизный проект танка БТ-20 (А-20). Боевая машина мало чем отличалась от БТ-7. Однако Михаил Ильич и другие конструктора загорелись идеей “гусеничного” варианта, который мог бы упростить конструкцию и позволил бы значительно усилить броню и вооружение. Предложение КБ-24 по новому “гусеничному” варианту танка поддержал лично И.В. Сталин.

В сентябре 1938 года КБ-24 приступили к разработке и изготовлению трех опытных образцов (А-20 (колесно-гусеничный вариант) и два А-32 (гусеничный вариант)).

В 1939 года Михаил Кошкин лично присутствовал на первых пробегах опытных танков А-20 и А-32. А-20 показал большую скорость и тактическую подвижность, а А-32 лучшую проходимость и бронезащиту.

Советско-финская война (1939-1940 гг.) вновь показала плохую оснащенность РККА танками с мощным вооружением и хорошей бронезащитой. Танк А-32 стал модернизироваться.

В 1940 году были изготовлены первые танки Т-34 и начаты их испытания. В Москве был организован танкопробег Харьков-Москва. Михаил Кошкин лично отправился на новых машинах, как ответственный представитель завода.

Пробег Харьков-Москва подорвал здоровье Михаила Ильича (возвращаясь в Харьков, один из танков опрокинулся в воду под Орлом и Кошкин сильно промок и простудился, помогая вытаскивать машину). Простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией. Кошкина отправили на реабилитационный курс лечения в санаторий “Занки” под Харьковым.

26 сентября 1940 года Михаил Ильич скончался. Кошкина похоронили на Первом городском кладбище в Харькове. Могила не сохранилась.

Танки производства завода №183 (ХПЗ). Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 (обр. 1940 года с пушкой Л-11) и Т-34 (обр. 1941 года с пушкой Ф-34).
-3

Постановлением Комитета обороны от января 1940 года №85 задано изготовить два гусеничных танка на базе А-32 (с утолщенной броней до 45 мм. и установкой 76-мм пушки Л-11). Предписано: “Танк А-32 с этой толщиной брони именовать Т-34”.

В феврале 1940 года два опытных танка Т-34 проходили испытания под Харьковым. Они полностью подтвердили высокие технические и боевые качества.

В ночь с 5 на 6 марта 1940 года танк №1 (водитель-испытатель Н.Ф. Носик) и танк №2 (водитель-испытатель И.Г. Битенский или В. Дюканов) без вооружения, полностью закамуфлированные, а также два тяжелых гусеничных артиллерийских тягача “Ворошиловец”, в обстановке строжайшей секретности, направились своим ходом из Харькова в Москву (750 км.). 17 марта два танка прибыли на Ивановскую площадь Московского Кремля. И.В. Сталин одобрил боевые машины и назвал танк Т-34 “первой ласточкой”.

Т-34 (обр. 1940 года с 76-мм. пушкой Л-11). 1941 год.
-4

31 марта 1940 года был подписан протокол Государственного комитета обороны СССР о серийном производстве танка Т-34 на заводе №183 (ХПЗ) и СТЗ (Сталинградский тракторный завод) (наст. Волгоградский тракторный завод). Общий план выпуска на 1940 год устанавливался в 200 машин.

Осенью 1940 года в конструкцию Т-34 был внесен ряд крупных изменений: установка более мощной пушки Ф-34, а также литая и штампованная башни.

Т-34 (обр. 1941 года с 76-мм. пушкой Ф-34). 1941 год.
-5

К 22 июня 1941 года заводами №183 и СТЗ было сдано 1 080 серийных танков Т-34.

1 июля 1941 года постановлением №1 Государственного комитета обороны СССР план выпуска танков Т-34 на заводе №183 и СТЗ значительно увеличен. Для выпуска средних танков дополнительно привлекается и горьковский завод №112 (“Красное Сормово”).

В 1942 году завод №112 выпустил не установленное количество машин с экранными броневыми плитами на верхнем лобовом листе корпуса и башни.

Т-34 (обр. 1942 года с экранными плитами). 1942 год.
-6

Экипаж Т-34 состоит из четырех человек: механик-водитель, стрелок-радист, заряжающий и командир-наводчик. Броневой корпус - сварной из катаных плит гомогенной стальной брони (13-16-40-45). Броневая защита танка противоснарядная, выполненная с рациональными углами наклона. Башня на танке могла иметь различную конструкцию (все зависело от завода-производителя и года выпуска).

Т-34-76 (обр. 1943 года). 1944 год.
-7

В 1943 году эффективность 76,2 мм. пушек Т-34 стала недостаточной. Данная проблема вынудила искать способы повышения боевых качеств танка.

В 1944 году в серийное производство был запущен Т-34-85. Танк отличался новой башней с усиленной защитой (от опытного танка Т-43), повышена общая защищенность экипажа (пять человек), улучшены показатели подвижности танка, а также установлена новая 85 мм. пушка ЗИС-С-53.

Т-34-85 (обр. 1944 года). 1945 год.
-8

С первых дней войны Т-34 приняли самое активное участие в боевых действиях. Однако большинство танков было быстро потеряно. Данный факт связывают с слабой освоенностью новых танков личным составом, тактически неграмотное использование машин, дефицит бронебойных снарядов, недостаток ремонтно-эвакуационных средств и быстрое перемещение линии фронта, что заставляло бросать вышедшие из строя, но ремонтопригодные танки.

Т-34 (обр. 1940 года). 1941 год.
-9

В начале октября 1941 года Г. Гудериан в письме руководству танковых войск утверждал:

“...советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, доказавшими свое преимущество…”.

К концу того же месяца мнение Г. Гудериана о возможностях танка Т-34 существенно изменилось (под впечатлением действий бригады М.Е. Катукова):

“...я составил доклад о данной ситуации, которая является для нас новой, и направил его в группу армий. Я в понятных терминах охарактеризовал явное преимущество Т-34 перед нашими Pz.IV и привёл соответствующие заключения, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение…”.

Т-34 (обр. 1942 года). 1943 год.
-10

После Битвы за Москву танк Т-34 становится основной боевой машиной РККА. В 1942 году “тридцатьчетверки” принимают самое активное участие по всей линии фронта. Значительную роль данные танки сыграли в Сталинградской битве и на Курском сражении, а также приняли участие в Берлинской операции.

Подбитый Т-34 в Сталинграде. 1942 год.
-11

В немецкой армии трофейные Т-34 получили обозначение Pz.Kpfw.747 Т-34 (r). Захваченные танки отправлялись на завод в Ригу (с 1941 по 1943 год) для ремонта и модернизации.

Немецкий танкист Отто Кариус в своих мемуарах упоминал о двух танков Т-34 в составе 502-го тяжелого танкового батальона, которые по ошибке были уничтожены своими же. В дальнейшем, чтобы не допустить подобных случаев, на корпус и башню трофейных танков стали наносить опознавательные знаки или свастику.

Трофейный Т-34 (обр. 1941 года). 1942 год.
-12

Танк Т-34 оказал определенное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 признан многими специалистами и военными экспертами лучшим танком Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, защитными, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.

"Тридцатьчетверка" является самым известным советским танком и одним из узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество данных танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

Танк Т-34 "Челябинский колхозник". Памятник в Волгограде.
-13
Надпись на мемориальной плите на башне: "Танк Т-34 №18 "Челябинский колхозник" 121 танковой бригады, ныне 27 гвардейской, которой командовал полковник Невжинский. Ком. танка Канунников. Мех. водитель Макурин. Ком. башни Колмогоров. Радист Семенов.
Здесь 26.01. 1943 г. в 10:00 произошла встреча этого танка, шедшего с запада впереди танковой бригады полковника Невжинского, с частями 62-й армии, оборонявшей Сталинград с востока. Соединение 121-й танковой бригады с частями 62-й армии разделило вражескую немецкую группировку на две части и способствовало ее уничтожению. Полная ликвидация немецких войск под Сталинградом произошла 02.02. 1943 г.
-14
P.S. Друзья, спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь было интересно! Спасибо и удачи!✌