Найти в Дзене
«Забытое»

Монеты “Оружие Великой Победы”: 25 рублей “Т-34 (М.И. Кошкин)”

Друзья, снова рад приветствовать Вас на канале “Забытое…”! Как Вы уже могли догадаться из названия, сегодняшняя тема вновь будет посвящена памятной серии монет “Оружие Великой Победы”. В этот раз, повествование пойдет о 25 рублевой монете с изображением среднего танка "Т-34" и фамилией его главного конструктора М.И. Кошкина. Будет интересно! Погнали!😉

  • “25 рублей: Т-34 (М.И. Кошкин)”
"25 рублей Т-34 (М.И. Кошкин)". Материал: медно-никелевый сплав. Тираж: 1 000 000 шт. Вес: 10 гр. Диаметр: 27 мм. Датировка: 2019 год.

Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Ярославской губернии (наст. деревня Брынчаги, Переславский район, Ярославская область).

Крестьянская многодетная семья жила бедно. Отец Михаила занимался отхожими промыслами.

В 1905 году отец надорвался на лесозаготовках и умер, оставив жену и трех малолетних детей. Мать Михаила идет батрачить, а сам он окончив три класса церковно-приходской школы уезжает на заработки в Москву (в 10-летнем возрасте), где устраивается на кондитерскую фабрику.

В начале 1917 года Михаил был призван в Русскую императорскую армию. В период Первой мировой войны попал на Западный фронт, где воевал в составе 58-го пехотного полка.

В 1918 году Михаил ушел добровольцем в железнодорожный отряд РККА. В период Гражданской войны воевал под Царицыным, а также в составе 3-го железнодорожного батальона принимал участие во взятии Архангельска (Северный фронт).

В 1921 году 3-й железнодорожный батальон был расформирован. Михаил Кошкин покинул армейскую службу.

В 1929 году Михаил был зачислен в Ленинградский технологический институт (наст. Санкт-Петербургский государственный технологический институт), откуда вскоре перевелся на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института (наст. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого). Перед зачислением в институт Кошкин отправил письмо Сергею Мироновичу Кирову с просьбой оказать содействие в получении технического образования.

В 1934 году Михаил Кошкин работает в КБ Ленинградского завода имени С.М. Кирова под руководством опытного советского конструктора Семена Александровича Гинзбурга. Михаил Ильич проходит путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ. В это время КБ проводит работы на танками Т-29 и Т-46-1 (модернизация танков Т-28 и Т-26).

В 1936 году Михаил Кошкин “...за отличную работу в области машиностроения...” был награжден орденом Красной Звезды.

Инженер-конструктор Михаил Ильич Кошкин (1898-1940 гг.).
Награды: Герой Социалистического Труда, Орден Ленина, Орден Красной Звезды и Сталинская премия.
-2

В конце 1936 года в танковом отделе Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна (ХПЗ) (наст. Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева) возникли проблемы с модернизацией серийного легкого танка БТ-7. Георгий Константинович Орджоникидзе (Нарком тяжелой промышленности СССР) лично обратился за помощью к Михаилу Кошкину и вскоре, принял решение направить его с Ленинградского завода на Харьковский завод. Кошкина назначили руководителем танкового КБ-190.

Перед КБ-190 стояла задача обеспечить производство и модернизацию танков БТ-7. Однако Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.) показала высокую уязвимость танков БТ-7 и Т-26 для огня артиллерии и крупнокалиберных пулеметов. А так как данная техника являлась основной в Красной армии, это означало только одно - замена всего танкового парка.

В 1937 году Михаил Кошкин возглавил КБ-24, которое меньше чем за год спроектировало колесно-гусеничный танк БТ-20.

В марте 1938 года был утвержден эскизный проект танка БТ-20 (А-20). Боевая машина мало чем отличалась от БТ-7. Однако Михаил Ильич и другие конструктора загорелись идеей “гусеничного” варианта, который мог бы упростить конструкцию и позволил бы значительно усилить броню и вооружение. Предложение КБ-24 по новому “гусеничному” варианту танка поддержал лично И.В. Сталин.

В сентябре 1938 года КБ-24 приступили к разработке и изготовлению трех опытных образцов (А-20 (колесно-гусеничный вариант) и два А-32 (гусеничный вариант)).

В 1939 года Михаил Кошкин лично присутствовал на первых пробегах опытных танков А-20 и А-32. А-20 показал большую скорость и тактическую подвижность, а А-32 лучшую проходимость и бронезащиту.

Советско-финская война (1939-1940 гг.) вновь показала плохую оснащенность РККА танками с мощным вооружением и хорошей бронезащитой. Танк А-32 стал модернизироваться.

В 1940 году были изготовлены первые танки Т-34 и начаты их испытания. В Москве был организован танкопробег Харьков-Москва. Михаил Кошкин лично отправился на новых машинах, как ответственный представитель завода.

Пробег Харьков-Москва подорвал здоровье Михаила Ильича (возвращаясь в Харьков, один из танков опрокинулся в воду под Орлом и Кошкин сильно промок и простудился, помогая вытаскивать машину). Простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией. Кошкина отправили на реабилитационный курс лечения в санаторий “Занки” под Харьковым.

26 сентября 1940 года Михаил Ильич скончался. Кошкина похоронили на Первом городском кладбище в Харькове. Могила не сохранилась.

Танки производства завода №183 (ХПЗ). Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 (обр. 1940 года с пушкой Л-11) и Т-34 (обр. 1941 года с пушкой Ф-34).
-3

Постановлением Комитета обороны от января 1940 года №85 задано изготовить два гусеничных танка на базе А-32 (с утолщенной броней до 45 мм. и установкой 76-мм пушки Л-11). Предписано: “Танк А-32 с этой толщиной брони именовать Т-34”.

В феврале 1940 года два опытных танка Т-34 проходили испытания под Харьковым. Они полностью подтвердили высокие технические и боевые качества.

В ночь с 5 на 6 марта 1940 года танк №1 (водитель-испытатель Н.Ф. Носик) и танк №2 (водитель-испытатель И.Г. Битенский или В. Дюканов) без вооружения, полностью закамуфлированные, а также два тяжелых гусеничных артиллерийских тягача “Ворошиловец”, в обстановке строжайшей секретности, направились своим ходом из Харькова в Москву (750 км.). 17 марта два танка прибыли на Ивановскую площадь Московского Кремля. И.В. Сталин одобрил боевые машины и назвал танк Т-34 “первой ласточкой”.

Т-34 (обр. 1940 года с 76-мм. пушкой Л-11). 1941 год.
-4

31 марта 1940 года был подписан протокол Государственного комитета обороны СССР о серийном производстве танка Т-34 на заводе №183 (ХПЗ) и СТЗ (Сталинградский тракторный завод) (наст. Волгоградский тракторный завод). Общий план выпуска на 1940 год устанавливался в 200 машин.

Осенью 1940 года в конструкцию Т-34 был внесен ряд крупных изменений: установка более мощной пушки Ф-34, а также литая и штампованная башни.

Т-34 (обр. 1941 года с 76-мм. пушкой Ф-34). 1941 год.
-5

К 22 июня 1941 года заводами №183 и СТЗ было сдано 1 080 серийных танков Т-34.

1 июля 1941 года постановлением №1 Государственного комитета обороны СССР план выпуска танков Т-34 на заводе №183 и СТЗ значительно увеличен. Для выпуска средних танков дополнительно привлекается и горьковский завод №112 (“Красное Сормово”).

В 1942 году завод №112 выпустил не установленное количество машин с экранными броневыми плитами на верхнем лобовом листе корпуса и башни.

Т-34 (обр. 1942 года с экранными плитами). 1942 год.
-6

Экипаж Т-34 состоит из четырех человек: механик-водитель, стрелок-радист, заряжающий и командир-наводчик. Броневой корпус - сварной из катаных плит гомогенной стальной брони (13-16-40-45). Броневая защита танка противоснарядная, выполненная с рациональными углами наклона. Башня на танке могла иметь различную конструкцию (все зависело от завода-производителя и года выпуска).

Т-34-76 (обр. 1943 года). 1944 год.
-7

В 1943 году эффективность 76,2 мм. пушек Т-34 стала недостаточной. Данная проблема вынудила искать способы повышения боевых качеств танка.

В 1944 году в серийное производство был запущен Т-34-85. Танк отличался новой башней с усиленной защитой (от опытного танка Т-43), повышена общая защищенность экипажа (пять человек), улучшены показатели подвижности танка, а также установлена новая 85 мм. пушка ЗИС-С-53.

Т-34-85 (обр. 1944 года). 1945 год.
-8

С первых дней войны Т-34 приняли самое активное участие в боевых действиях. Однако большинство танков было быстро потеряно. Данный факт связывают с слабой освоенностью новых танков личным составом, тактически неграмотное использование машин, дефицит бронебойных снарядов, недостаток ремонтно-эвакуационных средств и быстрое перемещение линии фронта, что заставляло бросать вышедшие из строя, но ремонтопригодные танки.

Т-34 (обр. 1940 года). 1941 год.
-9

В начале октября 1941 года Г. Гудериан в письме руководству танковых войск утверждал:

“...советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, доказавшими свое преимущество…”.

К концу того же месяца мнение Г. Гудериана о возможностях танка Т-34 существенно изменилось (под впечатлением действий бригады М.Е. Катукова):

“...я составил доклад о данной ситуации, которая является для нас новой, и направил его в группу армий. Я в понятных терминах охарактеризовал явное преимущество Т-34 перед нашими Pz.IV и привёл соответствующие заключения, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение…”.

Т-34 (обр. 1942 года). 1943 год.
-10

После Битвы за Москву танк Т-34 становится основной боевой машиной РККА. В 1942 году “тридцатьчетверки” принимают самое активное участие по всей линии фронта. Значительную роль данные танки сыграли в Сталинградской битве и на Курском сражении, а также приняли участие в Берлинской операции.

Подбитый Т-34 в Сталинграде. 1942 год.
-11

В немецкой армии трофейные Т-34 получили обозначение Pz.Kpfw.747 Т-34 (r). Захваченные танки отправлялись на завод в Ригу (с 1941 по 1943 год) для ремонта и модернизации.

Немецкий танкист Отто Кариус в своих мемуарах упоминал о двух танков Т-34 в составе 502-го тяжелого танкового батальона, которые по ошибке были уничтожены своими же. В дальнейшем, чтобы не допустить подобных случаев, на корпус и башню трофейных танков стали наносить опознавательные знаки или свастику.

Трофейный Т-34 (обр. 1941 года). 1942 год.
-12

Танк Т-34 оказал определенное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 признан многими специалистами и военными экспертами лучшим танком Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, защитными, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.

"Тридцатьчетверка" является самым известным советским танком и одним из узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество данных танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

Танк Т-34 "Челябинский колхозник". Памятник в Волгограде.
-13
Надпись на мемориальной плите на башне: "Танк Т-34 №18 "Челябинский колхозник" 121 танковой бригады, ныне 27 гвардейской, которой командовал полковник Невжинский. Ком. танка Канунников. Мех. водитель Макурин. Ком. башни Колмогоров. Радист Семенов.
Здесь 26.01. 1943 г. в 10:00 произошла встреча этого танка, шедшего с запада впереди танковой бригады полковника Невжинского, с частями 62-й армии, оборонявшей Сталинград с востока. Соединение 121-й танковой бригады с частями 62-й армии разделило вражескую немецкую группировку на две части и способствовало ее уничтожению. Полная ликвидация немецких войск под Сталинградом произошла 02.02. 1943 г.
-14
P.S. Друзья, спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь было интересно! Спасибо и удачи!✌