22 мая отмечается народный и церковный праздник Николы Вешнего — день памяти святителя Николая Чудотворца.
До революции не было, наверное, ни одного города, ни одного села, где не было бы храма, придела или часовни во имя святого Николы. Народное почитание его огромно. Святого Николая считали помощником и покровителем во всех нуждах: в болезнях, опасностях, неурожаях. В каждом доме старались иметь его икону, наравне с иконой Спаса и Богородицы.
Как случилось, что церковный иерарх, живший в IV веке на территории современной Турции стал самым главным и любимым святым русского народа?
Имя святителя Николая и его жизнеописание пришли на Русь вместе с принятием христианства. Из жития святого люди узнали, что Николай ещё при жизни был заступником несправедливо осужденных, спасал от гибели мореплавателей и утопающих, помогал беднякам и страждущим. Эта его отличительная черта — огромное милосердие — так пришлась по душе русскому народу, что святого прозвали Николой Милостивым.
Образ Николая Чудотворца оказался прост и понятен каждому. В какой-то мере он стал национальным, крестьянским святым, покровителем русского народа, мужицким заступником. К нему можно было обратиться по любому поводу, за что святой получил ещё одно народное именование — Николай Угодник.
Сам немало путешествовавший святой стал покровителем странствующих. Отправляясь в дальний путь, говорили: «Никола в путь, Христос подорожник!», «Бог на дорогу, Никола в путь».
Святой считался и помощником в семейной жизни. Перед свадьбой жениха могли благословить иконой Николая Угодника вместо образа Спасителя. Девушка, выходя замуж, просила благословения не только у Божьей Матери, но и у святого Николая. Это отразилось в свадебном обряде. Ритуальное приглашение в дом свадебного дружки звучало так: «От великого Николы канун (мед) пей, а от Пречистыя Богородицы хлеб кушай».
Ещё одно народное поверье гласило, что Николай Угодник помогает крестьянам пережить зиму. С этим связана интересная традиция: в день Николы Зимнего в северных губерниях России закалывали в его честь бычка-микольца, которого специально три года откармливали всей деревней. Лучший кусок мяса «отдавали» Николаю Угоднику, то есть относили в церковь, а остальное съедали мужчины деревни во время совместной праздничной трапезы.
Почитание и народная любовь к святителю запечатлены и в старинных русских легендах. Одна из них — сказание о Николе и Касьяне. В ней рассказывается о том, как святые Николай и Кассиан шли по лесу и наткнулись на бедного мужика, повозка которого увязла в болоте. Мужик попросил святых о помощи. Святой Касьян отказался, объяснив, что не может прийти к Богу в испачканной одежде, а святой Николай молча вошёл в грязь и помог мужику.
Когда святые предстали пред Богом, Он спросил святого Николая, почему тот в грязных ризах. Святитель ответил, что помогал мужику вытащить повозку. Тогда Господь спросил у Кассиана, почему он не испачкался тоже. На что Кассиан ответил, что не мог явиться к Богу в грязных одеждах. Тогда Господь сказал:
— Раз такое дело, тогда пусть люди тебя, Николай, почитают два раза в году: зимой и летом, а тебя, Касьян, раз в четыре года.
И действительно, память святого Кассиана выпадает на 29 февраля и отмечается только в високосные годы.
Из жития Николая Угодника известно, что он не однажды усмирял бурю на море. Именно поэтому он стал покровителем мореплавателей. Особенно чтили его поморы: на берегах Белого моря часовен, посвящённых святителю, великое множество.
Своим заступником его считали и моряки военно-морского флота. Например, главный собор Кронштадта, базы Балтийского флота, посвящён святому Николаю. Первый морской собор в Санкт-Петербурге, традиционно окормлявший моряков русского флота, также Никольский.
Тысячи монастырей и храмов по всей России имели Никольские престолы. В одной только Москве в честь Николая Чудотворца было освящено более ста церквей. Сохранилось множество чудотворных икон святого — Никола Можайский или Никола Ратный — с мечом, Никола Зарайский — с Евангелием.
Ещё одна забавная народная традиция до сих пор сохраняется на некоторых сельских приходах: на праздник Николы Вешнего на центральный аналой кладут его икону "без шапки", тогда как в зимний праздник, 19 декабря, святитель должен быть на иконе в головном уборе — митре — иначе ему будет холодно.
Образ милостивого старца был очень понятен и близок нашим предкам. Его дела милосердия откликались в сердце больше, чем аскетические и мученические подвиги других святых. Наверное, это и стало причиной всенародной любви к святителю Николаю.
Интересная статья? Делитесь ей в соцсетях, ставьте лайки и оставляйте комментарии. Это поможет развитию канала!
Если вы хотите узнать больше об истории вашей семьи, или получить консультацию генеалога, обращайтесь к нам по телефону 8 800 100 41 47
Центр генеалогии "Семейная реликвия"