В данной статье речь пойдет не столько о постановке, сколько о способах и технических приспособлениях, помогающих удерживать гитару при игре в разных положениях. Инструменты различаются между собой по размерам, конструкции и весу, приспособлены для определенных позиций, поэтому вопрос распространенный.
1. Классическая посадка
На классической гитаре принято играть сидя, установив инструмент на левую (если гитарист правша) ногу, опирающуюся на подставку (скамеечку) необходимой высоты, чтобы гриф располагался под углом 45 градусов. На английском языке напольная подставка называется foot stool или foot rest. Бывает как в монолитном исполнении, так и в складывающемся, регулирующемся по высоте.
Сразу отвечаю на встречный вопрос: а что будет, если играть на классической гитаре, не пользуясь подставкой? Возможно, при исполнении "блатных аккордов" и несложных пьес ее отсутствие никак не скажется. Да и концертирующие академические гитаристы порой "забивают" на подставку: она может сломаться, потеряться или оказаться вне досягаемости. Один-два раза отыграть музыкальную программу, особенно сравнительно короткую, исполнитель в состоянии. В неформальной обстановке тоже редко кто раскладывает опору для ноги. Но приспособление существует не зря. Оно поддерживает правильную постановку. Систематическое пренебрегание им приводит к перенапряжению сухожилий, связок, болям в мышцах - возникают проблемы с кистями, запястьями, шеей, спиной. При неправильном положении инструмента быстрее наступает усталость. Вдобавок неудобно брать присутствующие в академической музыке аппликатуры, переходы, требующие большой растяжки пальцев. Поэтому для занятий, репетиций и концертов следует позаботиться о возвышении. Если нет специальной подставки, можно приспособить любой ящик, объемный предмет, стопку книг, обернутых тканью.
Напольные подставки считаются классикой, но их может заменить устройство, устанавливаемое непосредственно под корпус гитары и придающее ей правильное положение, поднимая инструмент на нужный угол. Прикрепляется к гитаре присосками, лапками или зажимами. Оно называется суппорт (support). Похожим образом устроен мостик для скрипки, помогая инструменту держаться между плечом и подбородком.
В обоих случаях мостик иногда заменяется подушкой, а для гитары существуют еще и анатомические варианты в форме седла. Выбор остается делом вкуса. Мне лично гитарные подушки и мосты не совсем удобны.
Существуют, правда, случаи, где мост действительно должен пригодиться. Это гитары (в т.ч. электро) с корпусами нестандартных форм, которые трудно удерживать на ноге в положении сидя.
2. Альтернативная посадка
Сюда относятся все остальные виды посадок, отличающиеся от классической. Концертную и фолк-гитару исполнители чаще всего устанавливают на правую ногу (если гитара для правши), то же самое для электро- и бас-гитар. Гриф может располагаться как параллельно полу, так и с подъемом. В таком положении удобно зажимать большинство аккордов, быстро перемещаться вдоль грифа, играть джаз, блюз и рок-соло, содержащие хроматизмы и пентатоники, использовать для звукоизвлечения медиатор. Некоторые учебники называют эту посадку "любительской", но на самом деле ее используют и профессиональные гитаристы. Зависит от репертуара - не каждое классическое произведение удобно играть, сдвинув инструмент на правую ногу, а классическая посадка, в свою очередь, не всегда выгодна для других музыкальных стилей.
Исполнители фламенко упирают гитару торцом в правое бедро, высоко поднимая гриф, или же - такой вид посадки приобрел популярность благодаря Пако де Лусии - гитара покоится на скрещенных ногах, гриф расположен почти параллельно земле.
Обычно альтернативные варианты не требуют специальных приспособлений. Некоторые гитаристы используют высокие барные стулья с подножками. Необходимо лишь убедиться в удобстве и устойчивости сиденья.
3. Гитара в руках на весу
Сей фокус лучше всего прокатывает с небольшими гитарами или укулеле. На укулеле я не предпринимаю никаких усилий, чтобы удержать инструмент. Легкий вес его попеременно ложится то на правую, то на левую руку. По субъективным ощущениям, на весу укулеле звучит громче, чем c опорой. А еще для укулеле особенно важно, чтобы резонирующая верхняя дека во время игры оставалась как можно более свободной - это тоже влияет на громкость и окраску звучания.
Большую гитару очень трудно удержать в руках без подвешивания на ремень. Иногда можно заметить, как испанские, мексиканские, цыганские и другие гитаристы, исполняющие фольклор, буквально танцуют с инструментом, и у них отсутствуют крепежные приспособления. Или же часть выступления играют сидя, а потом встают, чтобы эффектно доиграть финал. Гитара упирается нижней половиной корпуса в плечо или же прижимается к телу. В обоих случаях это сильно ограничивает исполнительскую технику. И народные гитары, как правило, имеют размеры меньше стандартных - их проще обхватить.
Если возникает необходимость играть стоя, а на гитаре нет ремня, лучшим решением станет возвышенность для ноги, чтобы нога была согнута в колене и служила точкой опоры музыкальному инструменту.
4. Шейный ремень для гитары
На классическую гитару изначально не предусмотрено ремней. Все остальное музыкальный исполнитель делает на свой страх и риск. Пуговица на нижнем торце корпуса классической гитары выполняет декоративную функцию. Ее может не быть совсем. Или же она наклеена, держится на тонком гвоздике - прочности мало по отношению к весу инструмента.
Тогда применяется шейный ремень. Он продевается под струнами на уровне резонаторного отверстия, охватывая корпус петлей за "талию". Естественно, приспособление "съедает" часть звука, так как лежит на верхней деке и частично перекрывает резонатор.
В настоящее время распространена быстросъемная конструкция ремня, снабженная зажимами или крючками, прицепляемыми к краям розетки гитары. Резонаторное отверстие остается полностью открытым. Существуют односторонний (поддерживающий гитару только снизу) и двусторонний варианты.
Такой способ годится только для бюджетных фанерных гитар. Дорогой высококачественный инструмент из массива дерева погибнет, если приложить излишнюю нагрузку к деке.
5. Плечевой гитарный ремень
Абсолютное большинство концертных акустических, фолк-, вестерн- и электрогитар снабжено креплениями для плечевых ремней.
На плечевой ремень иногда удается приспособить и классическую гитару, но смотрим предыдущий пункт - вопреки. Будем все-таки считать данный метод более подходящим для гитар усиленных конструкций с металлическими струнами. Один конец ремня накидывается на пуговицу (кнопку, антабку), а второй привязывается с помощью шнурка к голове грифа - шнурок продевается под струнами перед верхним порожком.
Часто шнурок или конец ремня завязывают через пролетки в голове грифа. Мы видим этот способ, например, у гитары Владимира Высоцкого.
Лично я предпочитаю, чтобы обе точки установки ремня находились на корпусе гитары. Вторая должна располагаться у переднего края на обечайке, где угодно, но не нагружать гриф. Вот почему.
У отечественных 6-, 7- и 12-струнных гитар крепление грифа на винте является двуплечим рычагом. Гриф не вмонтирован намертво в корпус, а висит над декой, опираясь на верхний клец. На одно плечо действует натяжение струн, на другое - регулировочный винт. Закручивая или ослабляя винт мы изменяем положение рычага относительно точки опоры. По мере затягивания винта гриф наклоняется вниз, преодолевая силу натяжения струн, и расстояние от грифа до струн уменьшается. При ослаблении винта струны перетягивают гриф на себя, отдаляясь от ладов. Настраивая, мы выбираем оптимальное соотношение.
Данному рычагу становится плохо под воздействием сил, стремящихся свернуть его в сторону. В частности, когда гитара на ремне своим весом оттягивает гриф. У бюджетных инструментов массового производства он довольно легко заваливается набок, а струны уходят за пределы накладки.
Когда перекос становится критическим и не устраняется простой регулировкой, под один из краев пятки грифа подкладывают кусочек шпона. Поэтому, во избежание ситуаций, требующих ремонта, стараюсь лишний раз не подвергать гриф с винтовым креплением лишним нагрузкам.
Электро- и бас-гитары рассчитаны на игру в положении стоя (кроме наколенных гавайских). У них всегда имеются две точки крепления ремня на корпусе. Остается только подобрать ремень, соответствующий характеристикам инструмента. К примеру, Gibson Les Paul Custom весит около 5 килограммов. Ремень и фурнитура должны быть качественными, чтобы его выдержать.
Бас-гитары могут быть и тяжелее, но в среднем их вес тоже равен 4-5 килограммам. Дешевые ремни с "ушами" из винила или полипропилена чреваты падениями инструментов.
Удобное и надежное крепление ремня к антабкам ("грибкам") гитары обеспечивают запирающие механизмы - стреплоки. Они позволяют быстро отсоединить ремень и переставить его на другой инструмент с совместимой системой креплений. Замок освобождается нажатием кнопки, поворотом подвижной части или иным предусмотренным конструкцией способом. Хорошую репутацию имеет система Schaller, которую используют многие известные музыканты.
Когда не было такого разнообразия гитарной фурнитуры как сейчас, мы изготавливали пружинные фиксаторы самостоятельно.
Альтернативу им составляют так называемые "пивные стреплоки". В народном исполнении - эластичные кружочки от бугельных пробок с бутылок пива. Но продаются недорого и заводские аналоги, выпускаемые специально для гитар. Они успешно фиксируют ремень, пока антабки ввинчены крепко.
6. Гитара в невесомости
Музыкальные инструменты уже давно стали частью культурной жизни экипажей орбитальных станций. Первая гитара побывала в космосе еще в 1978 году - ее доставили на "Салют-6" Александру Иванченкову.
В 2013 году записал музыкальный клип американский астронавт Крис Хэдфилд - тогда на МКС имелись две акустические гитары.
А в 2022 российский космонавт Сергей Корсаков сыграл на электрогитаре. Отснятые фрагменты вошли в видеоряд песни группы "Уматурман".
По отзывам пока немногочисленных космических гитаристов, инструмент в невесомости ведет себя иначе, чем обычно: "Когда ты перебираешь аккорды — она взлетает вслед за рукой, к этому надо было привыкнуть". Гитара легко выскальзывает из рук и отправляется в свободный полет.
7. Еще варианты
В наши дни гитарное сообщество уже трудно чем-либо удивить. Исполнители выделывают сложнейшие трюки. Помним, как Джими Хендрикс забрасывал гитару за спину. Играют стоя на коленях, лежа, вися вниз головой. Существуют напольные стойки, позволяющие закрепить одну или несколько гитар, чтобы удаляться от инструмента, переходить от одного к другому или применять нестандартную технику исполнения - например, играть на грифе обеими руками как на пианино.
Следует полагать, на этом список фиксирующих устройств и держателей гитары не ограничивается. Напишите в комментариях, какие еще способы вам известны.