Если спросить ребенка младшего возраста, кем он хочет стать, то многие ответят: врачом, пожарным, полицейским, учителем. И этому есть объяснение: ролевые игры в детском саду способствуют ранней профориентации детей и обуславливают их выбор.
Когда ребенок идет в школу, его представления о том, кем он хочет стать, меняются под влиянием окружающей среды, друзей, авторитета родителей или других значимых людей. Выбор профессии меняется, и не всегда в верную сторону: очень часто дети поступают в те вузы и колледжи, в которые когда-то хотели, но по какой-то причине не смогли поступить их родители. Стоит признать, что когда выбирают за тебя, не дав выбора, не познакомив с многообразием профессий, не учитывая потребности и способности самого ребенка, сложно будет получать удовольствие от работы и результатов своего труда.
Так случилось и с героиней нашего рассказа: когда Екатерина училась в школе, не было профориентационных мероприятий. Никто не рассказывал школьникам, какие есть профессии. Но зато были «модные» специальности – юрист и экономист. Вот и родители Екатерины, не спросив ее, сказали, что ей надо быть экономистом. С математикой Катя никогда не дружила и цифры откровенно не любила. Но раз сказали – значит, надо делать.
Был выбран престижный вуз, сданы экзамены, а уже через пять лет – получен диплом. Была ли Екатерина рада? Нет, но честно отработала три года экономистом. Потом был перерыв в связи с рождением детей, и именно сидя в декрете, наша героиня поняла, что никогда больше не хочет работать экономистом. Ей всегда нравилось общаться с людьми. Так она пришла к следующей ступени профессионального развития и стала заниматься прямыми продажами. Для того, чтобы понять, что и эта сфера – не совсем то, Екатерине понадобилось 7 лет.
Три года назад она пришла, наконец, к работе мечты и стала пресс-секретарем. В данной профессии соединились все потребности. Еще в школе она очень любила писать сочинения – ей это давалось очень легко. Екатерина любит узнавать новое и делиться этим с другими людьми. Каждый день вокруг нее много интересных собеседников и историй – здесь реализуются ее потребность в коммуникации и умение выстраивать диалог с любым собеседником.
На то, чтобы найти ту работу, которая будет приносить удовольствие, Екатерине понадобилось 14 лет. Но если бы в школе им рассказывали о правильности профессионального самоопределения, то можно было бы избежать многих ошибок.
Сегодня сделать правильный выбор школьникам помогают два проекта, доступные как ребятам, так и родителям.
С 1 сентября этого года во всех школах России для школьников 6-11 классов реализуется профминимум в рамках курса «Россия – мои горизонты». Проходят уроки каждый четверг: на них ребятам рассказывают о различных профессиях, проводят профессиональные пробы и тестирования, водят на экскурсии на предприятия.
Второй проект – «Билет в будущее». Он реализуется Фондом гуманитарных проектов уже пять лет. Более 30 000 ребят в Новгородской области смогли сделать осознанный выбор профессии. Многие из них уже окончили колледжи и техникумы и успешно трудятся на предприятиях региона.