В тибетском буддизме лама - это "тот, выше которого нет", духовный наставник, последователь определённой традиции. Слово "лама" (Вайли bla-ma - главный, самый значимый) является частью титулов духовных лидеров. В быту это слово применяется к монахам, которые прошли обучение и получили посвящения.
Иконография лам, на первый взгляд, не отличается разнообразием :бритоголовые и в полотнищах. Однако, обращаясь к художественным традициям тибетской металлической скульптуры, среди них можно встретить невероятно гармоничные, изысканные и неповторимые образы.
Тибетская иконография лам пустит корни в искусстве империи Цин (1644-1912), в которую вошли монгольские территории по обе стороны пустыни Гоби.
В чём магия этих образов? Дело не только в тонких нюансах пропорций и моделировок, которые человеческий мозг считывает как приятное глазу. В металлической скульптуре появится вариант, в котором лама восседает не только на лотосовом пьедестале, но и на олбоках - толстых войлочных подушках, покрытых ковром.
В реальности это выглядит следующим образом.
C этими подушками связана забавная история, которая отражена в статье Бориса Ивановича Панкратова (1892-1979) "Иконография тибетского буддизма (В связи с публикацией книги Л. Н. Гумилёва "Старобурятская живопись" 1975 г. В этой статье выдающийся знаток буддийской иконографии сделал замечания и указал на ошибки, которые он обнаружил в известном труде Льва Николаевича Гумилёва (1912-1992).
Текст изобилует такими эмоциональными выпадами и шутками-прибаутками, что в аннотации можно было просто написать: "Напихали полную панамку".
В "Старобурятской живописи" Гумилёв упомянул, на чём в его понимании восседают ламы. Ему показалось, что пьедестал представляет собой книги, покрытые ковром. И Панкратов ответил:
"Иллюстрация № 4: "...Пьедестал - книги, покрытые ковром" [1, ил. № 4].
Буддисты вообще, а китайцы, тибетцы, монголы в частности, считают, что знания постигают головой, а не другим местом. Среди дальневосточных народов считается грехом сидеть на книгах.
То, что Лев Николаевич называет пьедесталом, представляет собою две толстые войлочные подушки, покрытые ковром. В Тибете, Монголии, где обычно сидели на полу (на земле), они служили подстилкой для сидения. По-тибетски они назывались дэн или жугдэн, а по-монгольски олбок; количество подушек соответствовало степени уважения, оказываемого сидящему. от одной до девяти. Но на статуях всегда изображали две".
(c) Панкратов Б. И. Иконография тибетского буддизма (В связи с публикацией книги Л. Н. Гумилёва "Старобурятская живопись". С. 295
Любой спор в области истории и искусствоведения сводится к тому, что кто-то более осведомлён, кто-то менее осведомлён. Например, в наши дни, когда доступ к специализированным знаниям не ограничен, Борис Иванович узнал бы о том, что в буддийской скульптуре встречается олбок, состоящий более, чем из двух подушек.
Итак, эти лаконичные пьедесталы изображают подушки, покрытые ковром. Ткани могут содержать разнообразные узоры.
Поэтому у мастеров, которые создавали потреты лам на олбоках, были дополнительные опции. Во-первых, пьедестал можно украсить гравировками. Во-вторых, поиграть с декоративным оформлением одеяний - ведь скульптура должна производить целостное впечатление.
Металлические скульптуры лам могут быть разных форматов.
- Можно выделить миниатюрные произведения около 10 см высотой,
- средние: в широком диапазоне 15-40 см высотой для домашних алтарей
- и крупные храмовые скульптуры, которые видно издалека.
Рассмотрим средние.
В фондах Национального музея азиатского искусства Смитсоновского института в Вашингтоне находится набор металлических скульптур, изображающих лам традиции гелуг.
Произведения относятся к позднему периоду правления династии Цин. Они могли быть выполнены как монгольскими мастерами, так и поближе к Пекину. Скульптуры одинаковы по высоте вплоть до милиметра (17,8 см). На их примере можно приобщиться к цинскому узорочью в гравировках олбоков.
Кудряво. Паттерны расположены симметрично.
Здесь мастер тяготеет к "ромашкам", украсив цветами не только пьедестал, но и одеяние ламы.
Центральный мотив пьедестала - лотос. В тибетском буддизме существует представление о том, что праведники после смерти возрождаются в цветах лотоса. Правда, не на земле, а в одном из местопребываний просветлённых (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 311).
Очень интересный геометричный паттерн со спирально закрученным стеблем лотоса.
Ещё один вариант "солидного" узорочья. Лама изображён в наринге (Вайли pan zhva sne ring ser po) - остроконечной шапке последователей школы гелуг.
Как мы видим, в основном задействованы растительные мотивы.
Ещё один пьедестал с раскрытым цветком лотоса в центральной части. В природе лотосы и похожие на них нимфеи растут в болотистой местности и расцветают в мутной воде. Индийцы не могли пройти мимо такой аллегории на красоту, которую не может запятнать неблагополучное окружение.
Поэтому в индуистской, а затем и в буддийской традиции лотос стал символом духовной чистоты в абсолютном проявлении.
Также в собрании Национального музея азиатского искусства Смитсоновского института есть и другие образцы лам на олбоках.
Цинское узорочье здесь распространяется на всю фигуру.
У другой скульптуры пьедестал содержит буддийские эмблемы, символизирующие духовные сокровища.
В верхнем левом углу - перекрещенные бивни слона, ниже - золотые серьги, которые символизируют способность услышать и понять Учение. Они могут быть круглой или квадратной формы.
В нижнем правом углу - рог носорога, символизирующий драгоценного коня, который несёт исключительно хорошее. Рядом с ним - цитрон, атрибут бога богатства (Бир, 2013, с. 68, 75-76, 254, 264).
В собраниях российских музеев тоже можно обнаружить цинские скульптуры лам на олбоках. Стильный минимализм из Кунсткамеры (Санкт-Петербург).
Или, например, Далай-лама V из Эрмитажа (Санкт-Петербург) высотой 13,5 см. Очевидно, что в изображение Великого Пятого было вложено максимальное количество ресурсов. В частности, об этом говорит высочайший уровень детализации.
Прелестные скульптуры лам традиции гелуг встречаются в частных собраниях.
У этого на оборотной стороне пьедестала изображены стилизованные драконы. Тибето-китайский стиль в буквальном проявлении.
Образец с отдельно изготовленными пьедесталом и скульптурой. Непозолоченная ваджра вторит пьедесталу с замечательными гравировками.
Литература
- Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 68, 75-76, 254, 264.
- Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 311.
- Панкратов Б. И. Иконография тибетского буддизма (В связи с публикацией книги Л.Н. Гумилёва "Старобурятская живопись". М., Искусство, 1975
// СНВ. Вып. XXIX. СПб: 1998. С. 295.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен