Расскажем вам (непременно за чаем!) историю, в которой есть архитектура древнего Суздаля; творчество бытописателей русского купечества – драматурга Александра Николаевича Островского и художника Бориса Михайловича Кустодиева; классика отечественного кинематографа и Дулевского фарфорового завода.
В 1914 году художник Борис Михайлович Кустодиев написал картину «В старом Суздале». Купчихи пьют чай у храма Николая Чудотворца; видны также его колокольня и главы знаменитого древнего Рождественского собора. Храм и сейчас можно видеть в юго-восточной части Суздальского кремля, у крепостного вала.
За полвека до этого, в 1857-1861 годах драматург Александр Николаевич Островский написал трилогию о бедном молодом чиновнике Михайле Дмитриче Бальзаминове – пьесы «Праздничный сон – до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «Женитьба Бальзаминова» (или «За чем пойдешь, то и найдешь»). «Картины» были «из московской жизни», а точнее, из хорошо знакомого, родного Островскому купеческо-мещанского Замоскворечья с его прославленными традициями чаепития с самоваром. В произведениях Островского герои также без чая не обходятся.
Через сто лет, в 1964 году, по трилогии Островского был снят художественный фильм «Женитьба Бальзаминова». Автор сценария и режиссер фильма Константин Наумович Воинов, оператор Георгий Алексеевич Куприянов и художник-постановщик Феликс Иванович Ясюкевич после поисков натуры «назначили» Москвой второй половины XIX века Суздаль и (в некоторых сценах) Владимир. Сад купчихи - вдовы, Домны Евстигнеевны Белотеловой обустроили на земляном валу Суздальского Кремля, так что храм Николая Чудотворца, запечатленный Кустодиевым, присутствует в кадре.
Несомненно, что создателей фильма вдохновляли колоритные кустодиевские чаевничающие купчихи. Поэтому Белотелова со свахой пьют чай из яркого сервиза с интересной историей. В 1832 году купец Терентий Яковлевич Кузнецов, старший современник Островского, основал на пустоши Дулёво близ деревни Ликино (с 1937 года – город Ликино-Дулёво Московской области) фарфоровый завод, который стал одним ведущих в России. В 1864 году, когда Островский уже написал свою трилогию про Бальзаминова, завод унаследовал внук Терентия Яковлевича – знаменитый Матвей Сидорович Кузнецов. В год столетия Дулёвского завода, в 1932-м, его главным художником назначили 22-летнего выпускника Краснодарского художественно-архитектурного института Петра Васильевича Леонова. А в 1937 году в Париже под девизом «Искусство и техника в современной жизни» проходила очередная Всемирная выставка. И Дулёвский завод получил на выставке Гран-при девять золотых медалей, шесть из которых вручили Леонову как автору эскизов росписей. Среди леоновских «медалистов» был сервиз «Красавица». Именно он, вошедший в золотой фонд изделий завода, так хорошо вписался в эпизоды купеческого чаепития «Женитьбы Бальзаминова».
А подходящий самовар реквизиторам пришлось долго искать по всей суздальской округе.