Найти тему
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

«Летать не должны, но летают…» Как западные санкции уничтожают авиацию Ирана

Оглавление

Авиакатастрофа, в которой погиб президент Ирана, не была случайностью, уверены западные авиаэксперты.

    Источник: irna
Источник: irna

Игорь Злобин

Гибель президента Ирана Эбрахима Раиси в авиакатастрофе еще больше обострила враждебные отношения Тегерана с США. Поводом стали санкции, введенные Белым домом еще несколько десятилетий назад, и в том числе, и на поставку запасных частей для авиатехники. Бывший министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф обвинил в катастрофе санкции США: «Это будет занесено в список преступлений Америки против иранского народа».

Техника не выдержала напора стихии

Обломки вертолета, на котором летел Раиси. Фото: irna
Обломки вертолета, на котором летел Раиси. Фото: irna

В ответ Госдеп США вынужден был обвинить иранские власти в том, что те сами виноваты, используя 45-летний вертолет американского производства Bell 212 в плохих метеоусловиях. И действительно, для лидера не самой бедной страны в мире, претендующей на геополитические влияние в своем регионе, эта машина выглядела морально устаревшей: она была разработана в конце 1960-х годов, а производилась вплоть до конца 1990-х.

Многие западные СМИ уверены, что вертолет Bell 212, на котором летал Раиси, оказался в Иране еще до исламской революции 1979 года, то есть, еще до введения санкций. Однако некоторые журналисты утверждают, что он был выпушен в 1994 году, но в обоих случаях, для полетов в таких сложных условиях — горы, темнота, плотный туман и дождь — был не слишком пригоден.

Эксперты немецкого журнала Spiegel тоже считают, что эта катастрофа произошла из-за сочетания погодных условий и состояния иранской авиации. В суперсложных условиях летчики должны были регулярно от визуального полета переходить к полету по приборам. При этом они уверены в том, что вертолет, на котором летает человек такого уровня, просто обязан быть оборудован приборами самого последнего поколения. Но, тем не менее, отказало и оно. Как это могло случиться?

Спасатели ищут своего президента. Фото: irna
Спасатели ищут своего президента. Фото: irna

Отказ в работе навигационной системы, если он действительно произошел, тоже связан, по всей видимости, с санкциями. Эксперты напоминают, что после того, как западные страны в 1979 году начали вводить санкции против нового режима в Иране, в этой стране по 2023 год произошли 253 авиакатастрофы, в которых погибли 3335 человек.

Британское издание The Financial Times поясняет, как они повлияли на крушение президентского вертолета.

Средний возраст авиапарка Ирана вдвое выше мирового

С виду авиапарк кажется новеньким, а на деле это не так. Фото: isna.ir
С виду авиапарк кажется новеньким, а на деле это не так. Фото: isna.ir

Эксперты издания признают, что обстоятельства, приведшие к крушению, вряд ли могли быть более сложными, поскольку вертолет, налетавший тысячи часов, отправился в путешествие по коварной местности в густом тумане. И тоже считают, что причиной стали именно технические проблемы.

Дело в том, что, как заявил изданию партнер по финансовым и торговым санкциям юридической фирмы HFW Дэниел Мартин, запасные части для технических систем на борту вертолета Bell, безусловно, подлежали бы экспортному контролю со стороны США, Великобритании и Европы. А сама компания Bell Textron пояснила: «Bell не ведет никаких дел в Иране и не поддерживает их вертолетный парк».

Именно поэтому не только вертолеты, но и большая часть всего воздушного флота Ирана остро нуждается в запасных частях.

Основатель Института иранских исследований при Университете Сент-Эндрюс Али Ансари говорит предельно откровенно: «Воздушный флот Ирана — это метафора режима в целом. Он старый, не должен продолжать летать, но летает — пока не перестанет».

▶️ Спасатели несут тело Раиси (видео: irna)

По данным авиационной компании Cirium, флот иранской гражданской авиации состоит из нескольких самолетов Airbus A300, производство которых прекратилось более десяти лет назад. Их средний возраст составляет почти 28 лет, тогда как в среднем по миру он более чем в два раза меньше. Ведь даже национальный перевозчик Iran Air летает до сих пор на самолете A300, которому уже почти 40 лет.

При этом был период, когда после ядерной сделки с мировыми державами в 2015 году, некоторые санкции были с Ирана сняты, и он смог заключить сделки на сумму более 40 миллиардов долларов с компаниями Boeing и Airbus для пополнения своего авиапарка. Но в 2018 году Трамп не только отказался в одностороннем порядке от этой сделки, но и ввел еще множество суровых санкций против Ирана.

Не лучше обстоят дела с иранскими ВВС, которые даже старше, чем гражданский флот. В них входят американские самолеты, большинство из которых куплены еще в 1970-х годах, а кроме того, самолеты советского производства и несколько тоже старых французских Mirage F1.

Россия только начинает этот путь…

Российский авиапарк уже значительно поредел. Фото: 1MI
Российский авиапарк уже значительно поредел. Фото: 1MI

В связи санкциями с аналогичными проблемами уже столкнулась и Россия. Как уже писали «Новые Известия», только за 2023 год полетное время российских гражданских самолетов сократилось на треть. Кроме того, неуклонно растет число летных происшествий в России. А самолеты западных марок, из которых в большинстве своем и состоит авиапарк страны, ремонтируются в основном за счет «каннибализации», когда исправные запасные части снимаются с других бортов. То есть число исправных самолетов постоянно сокращается.

В сентябре 2022 года Международная организация гражданской авиации (ICAO) оценила безопасность полетов в нашей стране и присвоила России «красный флажок», признав ее неудовлетворительной.

Читайте также:

«Южнокавказский ГОЭЛРО»: какой мега-проект открывал погибший президент Ирана

Иран после трагедии: кто возглавит страну после гибели президента Раиси

Эбрахим Раиси погиб: что дальше? Эксперты прогнозируют последствия смерти президента

Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2024-05-21/letat-ne-dolzhny-no-letayut-kak-zapadnye-sanktsii-unichtozhayut-aviatsiyu-irana-430313