Найти тему
λόγος φύσεως

Понятие "Символ" и символическое ОБОЗНАЧЕНИЕ

Что такое СИМВОЛ, - от греч. symbolon знак, опознавательная ПРИМЕТА) "идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и ОДНОВРЕМЕННО, представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное СОДЕРЖАНИЕ". Символ стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей ПРЯМОЕ сходство с моделируемым ОБЪЕКТОМ познания, что позволяет модели ЗАМЕЩАТЬ последний в процессе исследования."Символ, - это метание несколькими лицами чего-либо, в виде знака как ОПОЗНОВАТЕЛЬНАЯ примета". В античности символ понимался как часть какого-то предмета: обломок, половинка черепа итд. Смысл символа является "РАЗДЕЛЕНИЕ ЕДИНОГО и ЕДИНЕНИЕ ДВОЙСТВЕННОСТИ". Примером символа служит египетская письменность, которая выражалась в знаках и наскальных рисунках. В христианстве смысловая значимость символа обозначает невидимый и сокровенный мир Бога и ангелов, которые принимают анологичную функцию в ВИДИМОМ пространстве. В средние века символизм существовал как дидактический аллегоризм. По Гегелю - это "знак, основанный на условности", являющийся ПРЕПЯТСТВИЕМ для мышления и подлежащих преодоления в понятиях. В работе "Логика"(раздел Ι, глава Ι) Гегель говорит :"Что должно было бы служить символом, способно самое большее подобно символом для природы Бога, - вызвать нечто намекающее на понятие и напоминающее Его, но.... внешняя природа символа не подходит для этого и отношение скорее оказывается ОБРАТНЫМ (ввиду того, что принадлежат различным пространственным уровням бытия) : то что в символе намекает на некоторое внешнее определение, можно ПОЗНАТЬ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЕ (смысловую значимость) и сделать его доступным можно только удалением этой чувственной примеси". Поэтому Палама говорит:" в самом деле, пусть, как ты сам настаиваешь, СВЕТ ПРЕОБРАЖЕНИЯ будет СИМВОЛОМ БОЖЕСТВА. Ты и тогда не возьмешь нас и не лишишь – знак этот – благостной надежды. Всякий символ либо одной природы с тем, чего он символ (символизирует), либо

принадлежит к совершенно иной природе (комментарий: зависит от пространства и сути бытия). Например, при наступающем восходе солнца заря есть природный символ его света; и природным символом жгучей силы огня является тепло. Из неприродных же иногда делается символом для пользующихся им либо нечто существующее в природе само по

себе, как например костер при нашествии врагов, либо нечто не

существующее в своей природе, но становящееся как бы видением, которое служит промыслу и которое только в одном этом отношении является символом. Таковы символы,

чувственно и образно являющиеся пророкам, например серп

Захарии (Зах.5:1–2), топоры Иезекииля (Иез.9:2) и если есть что подобное. И вот, ЕДИНОПРИРОДНЫЙ символ всегда сопутствует природе, от КОТОРОЙ ЕГО БЫТИЕ как ПРИРОДНОГО (комментарий: божественной или природы богоподобного человека), но совершенно невозможно, чтобы символ другой, самостоятельно существующей природы всегда сопутствовал ОБОЗНАЧАЕМОМУ : чем бы он ни был сам по себе, ему ничто не мешает существовать прежде ОБОЗНАЧАЕМОГО или после него (комментарий: так как Бог ОДИН И ТОТ ЖЕ). Наконец, символ не существующий самостоятельно не бывает ни прежде,

ни после обозначаемого, потому что для него это невозможно, но на ненадолго появившись, он сразу переходит в небытие и совершенно исчезает"(см. Григорий Палама). Но если в наше пространство Явился САМ БОГ и даёт человеку молитву о ХЛЕБЕ НАСУЩНЕМ, то по всей видимости, необходимо признать этот исторический ФАКТ Реальностью, а не символом. Поэтому Тело и Кровь Христа - это Святые Дары в Таинстве Церкви и ФАКТ Исторической ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ в отличие от чувственного символического восприятия и означения субъективного представления человека.