Чего только не найдешь, если покопаться в истории. Кольцевую линию московского метро знают, наверное, все, кто хоть раз бывал в столице. Ну и байку про то, что она появилась в москве после того, как Сталин не очень аккуратно поставил кружку с кофе на карту. Относительно недавно появилось Московское центральное кольцо. А вот уже в 1961 году был кольцевой поезд № 63/64 сообщением Жмеринка - Жмеринка. Причем он даже в самом справочнике помечен как кольцевой. Вот скан начала этой таблицы:
Вот давайте поподробнее и поговорим об этом поезде и вообще о Жмеринке. В 16:19 он отправлялся от красивейшего вокзала.
Движение через станцию открылось еще в 1870 году. И она практически сразу оказалась узловой - уж очень выгодным было местоположение города. Понятно, что по мере рост пассажирского сообщения встал вопрос о строительстве вокзала. Реализовывать его начали два молодых архитектора, надзор за которыми должен был осуществлять третий. Сразу же после открытия (1904), вокзал посетил Николай II, который увидев его воскликнул: "Ай да с .... н сын". По легенде, которую очень часто вспоминают в связи с этим вокзалом, архитектор Журавский, услышав эту фразу императора, подумал, что тому не понравилось его строение в виде корабля, и застрелился. Но на самом деле вроде как все разрешилось там вполне благополучно, и архитектор Журавский творил на протяжении еще многих лет.
Так вот, отправившись со станции Жмеринка поезд следовал через Браилов, Гнивань и Тюшки на Винницу. 67 км поезд преодолевал за 66 минут! Отличная средняя скорость для 1961 года! По сравнению с вокзалом в Жмеринке вокзал в Виннице кажется банальным:
В Виннице поезд стоял 5 минут, после чего он устремлялся на Калиновку. Расстояние от Винницы до Калиновки 23 км, на преодоление которых у него уходило 32 минуты. Но там еще пара остановок была между ними. В общем, в Калиновке он был в 18:02.
Отстояв здесь пару минут поезд устремлялся через Гулевцы, Голендры и Кордышовку на Казатин, преодолевая 39 км за 1 час 01 минуту. Если условно считать Жмеринку первой вершиной четырехугольника (самой южной), то Казатин - это вторая вершина (самая восточная).
Здесь поезд резко разворачивался на северо-запад и следовал до Шепетовки, что уже в Хмельницкой области в 147 км от Казатина. Время в пути 4 часа 17 минут.
Здесь следовал еще один разворот - на этот раз на юг с общим направлением на Гречаны. Общее время в пути 4 часа 45 минут на 122 км. И в итоге круг замыкался движением на юго-восток в направлении Жмеринки, куда поезд прибывал еще через 3 часа 1 минуту в 07:27 на следующий день после отправления. Итого время в пути 15 часов 08 минут на 504 км. Средняя скорость 33,3 км/ч.
Самое интересное начиналось дальше. Поезд не продолжал движение против часовой стрелки по описанному кольцу, а разворачивался в Жмеринке и следовал обратным маршрутом.
Через Гречаны шел еще один поезд из Жмеринки на Каменец-Подольский - № 81. Общее время в пути 6 часов 39 минут. Здесь вокзал совсем в другом стиле:
В 1969 году к описанному выше кольцевому поезду добавляется еще пара. Один на Москву. № 153/154. Ходил он только в летний сезон. Время в пути через Киев и Брянск составляло 20 часов 23 минуты. А еще один на Черкассы - № 283/284.
В 1980 году поезда на Москву (Киевский вокзал) и Черкассы сохраняются. Время в пути до Москвы 17 часов 40 минут, до Черкасс - 12 часов 53 минуты. И такая картина примерно с тем же временем в пути сохраняется на протяжении всех 80-х гг. Более того, в справочнике за 1989 год отмечен и поезд № 283/284, который теперь стал ходить в Ленинград. Шел он через Житомир, Оршу, Новосокольники, прибывая на ВИтебский вокзал Ленинграда.
Ну а в 1995 году сохраняется лишь поезд № 89/90 Жмеринка - Москва со временем в пути более 21 часа.
К 2004 году его ускорят вновь до вполне приличных 17 часов 41 минуты, а в 2009 - до 17 часов 05 минут. И это из города, где численность населения была 35 тыс. чел. А у нас из 600-тысячного Иркутска своего поезда в Москву примерно с того же года нет.
Вот такая получилась история про Жмеринку. Кольцевой поезд - это, конечно, изюминка этого города. Сейчас есть такие поезда, но они вроде бы все туристические. Но может быть когда-нибудь мы и еще что-нибудь такое же найдем. Даже наверняка!
Спасибо, что следите за каналом! До встречи!
P.S. Все мои статьи про поезда представлены в подборке, которая доступна по ссылке ниже: