Рынок кредитования медленно, но, верно, охлаждается. Причем не потому, что мы все вдруг стали жить стали лучше, жить стали веселее, а в связи с тотальной закредитованностью населения и кучей негативных экономических факторов, которым пока ни конца, ни края, к сожалению, совсем не видно…
В марте банки одобрили лишь 44% заявок на потребительские кредиты. Для сравнения, в январе этот показатель держался на уровне 48%, а в феврале доходил аж до 56. Однако, тенденция снижения появилась сразу после того, как Центробанк объявил о повышении рисковой ставки, которая вкупе с высокой ключевой откровенно придушили отрасль.
Впрочем, о том, что этого следовало ожидать, мы уже говорили несколько раз, как и о том, что следом вполне возможен рост цен на товары, которые сложно купить, одномоментно выложив большую сумму, чем может выдержать месячный бюджет среднестатистического потребителя.
Центробанк, конечно, обещает снизить ключевую ставку во втором полугодии, но реальные прогнозы допускают, что такой шаг возможен в лучшем случае к концу года. И то, снижение далеко не будет таким, какого ждут привыкшие к 9% россияне. Прыжок с 9,5% до 20% 28 февраля 2022 года экономика будет отматывать еще достаточно долго.
Понятно, что привыкший к кредитам «нездоровый» потребитель скатиться в «серую» зону МФО. Однако, нельзя говорить, что во всем этом беспробудном царстве финансового мрака нет луча света. Во-первых, скорее всего, резкий рост оборотов микрофинансовых организаций наконец-то привлечет внимание регуляторов, что в конечно итоге выльется в очередные ограничения.
Во-вторых, нет никаких сомнений в том, что повышение рисковой ставки и спад выдачи кредитов помогут снизить напряжение сильно раздутого пузыря неликвидных или спорно ликвидных активов финансовых организаций. Да и самим клиентам «дают» время, чтобы снизить уровень закредитованности и после с умом подходить к планированию бюджета.
При этом с рынка вымывается доля потребительских кредитов, без которой, в принципе, жить то можно, и растет доля реально необходимого кредитования – ипотек. Причем у нас в стране достаточно программ, которые прекрасно помогают развиваться молодым семьям и специалистам. И там, несмотря на высокую ключевую ставку – с процентами все в порядке, они вполне себе держаться на комфортном даже для 2021-го года уровне.
Ну и наконец, высвободившееся «кредитное внимание» можно направить на реструктуризацию задолженностей, чтобы оптимизировать ежемесячные расходы и привести в порядок трещащий по швам семейный бюджет. И это тоже оздоровление, причем как для банков, так и для их клиентов. Правда, главное после оптимизации и потепления в отрасли снова не сорваться в хаос и неразбериху, но это уже совсем другая история…