Всем привет!
С вами, уважаемые читатели, Старый Мудрый Пес.
Хочу поднять в этой статье тему покупок на маркетплейсах.
Давайте вместе обсудим вопрос – кто из нас, хотя бы изредка, не разочаровывался в товарах, приобретенных на каком-либо из маркетплейсов?
Бывало такое? Тогда, эта статья поможет вам в дальнейшем правильно выбирать товар и избежать огорчений от совершаемых покупок.
Давайте разберемся – когда выясняется, что купленный товар не вполне или, даже совсем, не соответствует нашим ожиданиям?
Смею предположить, что абсолютное большинство таких товаров огорчают нас не сразу после покупки, а после начала использования. Какие-то раньше, а какие-то позже.
Ведь, если вы получили на пункте выдачи заказов маркетплейса товар с явно видимыми или на месте выявляемыми дефектами, то никто не будет этот товар забирать, а вернет его обратно. И такие приобретения не будут предметом нашего сегодняшнего обсуждения.
Про полученные товары с не устраивающими размерами, габаритами, расцветками, не тем фасоном, не теми характеристиками я расскажу несколько позже.
А вот, если дефекты выявляются через какое-то время (скрытые дефекты) – то, тут-то нам и следует разобраться, а правильно ли мы выбрали товар?
Для примера разберем какой-нибудь предмет одежды. Выбрали что-то на маркетплейсе, заказали, получили, рассмотрели – все здорово. Ткань приятная на ощупь, краска хорошая, принты качественные, швы ровные и вроде бы – все хорошо.
Принесли покупку домой, померили на себя или, скажем, на детей или внуков и опять – все устраивает, все довольны. Вы, оставшись удовлетворенными и даже радостными от обновы, пишете хороший отзыв на маркетплейс и ставите 5 звезд оценку (рейтинг) Продавцу.
И, вдруг, по истечении какого-то времени может оказаться – одежка растянулась или после стирки/чистки произошла усадка, или ткань начала линять, или нитки на швах начали рваться, или принт рассыпался, или швы перекосились или молния перестала работать, или кнопки начали отваливаться, или, или, ….
Что вы будете чувствовать? Разочарование? Досаду? Горечь от обмана? Жалко выкинутые деньги? Необходимость делать новую покупку?
Все вместе вызовет только отрицательные эмоции и закономерное желание высказать свое неудовлетворение Продавцу и предупредить всех остальных потенциальных покупателей о некачественном изделии.
А как это сделать? Отзыв уже написан и повторный отзыв маркетплейс уже не даст вам написать.
Рассмотренная ситуация относится не только к предметам одежды, но и практически к любому товару со скрытым дефектом.
Купили вы, скажем, какой-то гаджет и все работает при проверке на пункте выдачи заказов. Вы остались довольны и написали хороший отзыв Продавцу и поставили 5 звезд оценку. А прошло какое-то время и выясняется, что, скажем, аккумулятор перестал держать заряд или вообще не заряжается, или что-то отвалилось, или затупилось, или перекосилось, или перестало соответствовать заявленным характеристикам и пр., и пр.
Каждый, кто покупал какой-то товар со скрытым дефектом, может со мной согласиться, что радость от покупки быстро сменится на все возможные отрицательные эмоции.
И вот тут-то нам и следует разобраться – а не ошиблись ли мы в выборе продукции или Продавца в целом?
Как мы выбираем себе покупку на маркетплейсе?
1. Ищем по каталогу или заносим в поисковое окошко какие-то ключевые слова, описывающий интересующий нас товар.
2. Получаем выкладку от маркетплейса с ранжированием (сортировкой) «По популярности» целого ряда карточек товаров, удовлетворяющих нашим ключевым словам.(Далее я вместо слова «выкладка» буду употреблять слово «выдача». Автор)
3. Просматриваем сверху вниз все карточки, находим какие-то фотографии, которые привлекают наше внимание, заходим в эти карточки, изучаем дополнительные фото, характеристики и описания товаров, смотрим на отзывы и по этим результатам отбираем тот товар, который в нашем понимании является для нас наиболее предпочтительным.
4. Иногда, если выбор затруднителен, кладем несколько товаров «в корзину» для дальнейшего их сравнения.
5. Делаем окончательный выбор.
6. Заказываем товар.
И вот здесь, если вы, уважаемые читатели, ограничиваетесь только этими действиями, то, смею предположить, что вы рискуете получить товар со скрытыми дефектами и/или переплатить за него.
Также вполне допускаю, что вы закажете товар, который не будет полностью соответствовать вашим ожиданиям по каким-то параметрам.
Ниже я опишу основные действия, которые максимально оградят вас от нежелательных или огорчительных покупок.
Кто дочитает эту публикацию до конца сможет воспользоваться моими подсказками, сопровождающимися скриншотами, которые будут легко понятны даже людям пожилого возраста, т.е. я выведу свою:
ФОРМУЛУ ВЫБОРА ТОВАРОВ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ.
Некоторое время назад я написал статью ОСТАЛИСЬ НЕДОВОЛЬНЫ ПОКУПКОЙ НА МАРКЕТПЛЕЙСЕ? КТО ВИНОВАТ? ЧТО ДЕЛАТЬ?
В этой статье я постарался максимально доступно разъяснить всем читателям, которые не являются профессионалами в продажах на маркетплейсах, следующее:
1. Все без исключения маркетплейсы в своей деятельности руководствуются исключительно принципами получения максимальной прибыли.
2. Свою прибыль маркетплейсы получают только с Продавцов и основной доход им приносят:
- Комиссионное вознаграждение от стоимости проданных нам покупателям товаров;
- Логистика (транспортные расходы на доставку товара к Пункту выдачи заказа и обратная доставка на склад, если покупатель отказался от выкупа).
- Рекламное продвижение товара в топ выдачи карточек для нас покупателей.
Т.е. чем больше нам товара по максимальной цене продадут, тем выгоднее для самого маркетплейса.
Чем больше Продавцы заплатят маркетплейсу за рекламное продвижение, тем выше карточки товаров будут появляться по нашим запросам. А, значит, больше шансов, что именно эти товары будут куплены.
3. Все Продавцы всеми правдами, а иногда и уловками, и неправдами, стараются максимально нас покупателей заинтересовать своим товаром и убедить нас купить именно их товар.
Это и баннеры на фото с надписями «Новинка», «ХИТ», «ЛИДЕР ПРОДАЖ», «NEW» и пр.
4. Рейтинг товаров в карточках не всегда соответствует действительности. Он может быть искусственно накручен самовыкупами Продавцов.
5. Очень часто Продавцы путем жонглирования ценами и скидками создают видимость самого выгодного для нас покупателей предложения товаров.
6. Ошибки покупателей при изучении карточек товаров.
6. И один из самых важных постулатов: очень часто мы сами покупатели не совсем правильно подходим к написанию отзывов на приобретенные товары.
7. И пр., и пр.
В указанной по ссылке статье я максимально полно с приведением различных примеров и детализацией показываю: где, как и когда нас подстерегают ловушки, ухищрения и уловки Продавцов и самих маркетплейсов, старающихся подцепить нас на крючок и убедить сделать покупки, которые, мягко говоря, не всегда соответствуют нашим ожиданиям.
Кому будет интересна эта статья и кто захочет детально разобраться во многих нюансах покупок на маркетплейсах – еще раз милости прошу перейти по данной ссылке на ОСТАЛИСЬ НЕДОВОЛЬНЫ ПОКУПКОЙ НА МАРКЕТПЛЕЙСЕ? КТО ВИНОВАТ? ЧТО ДЕЛАТЬ?.
Я когда писал указанную статью, то хотел сделать ее и увлекательной, и познавательной, и убедительной, и информативной, а главное – полезной.
Но, когда я ее опубликовал, то увидел, что статья получилась слишком тяжелой для восприятия. А, так как мы все - народ очень занятый, то, полагаю, что не у каждого хватает времени и терпения дочитать ее до конца и разобраться во всех тонкостях и премудростях.
Хотя, по мне, лучше потратить 40-50 минут на изучение материала, чем потом в какой-то момент почувствовать себя обманутым после покупки.
Да, и в дальнейшем эти 40-50 минут будут заделом, а на поиск и выбор товара для покупки будет уходить всего 10-20 минут.
Для читателей, которые не хотят тратить время на изучение всех нюансов у меня и родилась данная укороченная статья, которую в этом случае прошу принимать, как аксиому.
Представленная ниже информация основана на работе с маркетплейсом Wildberries.
На других площадках можно найти ту же информацию, но компоновка, расположение, а значит, и подача информации различаются.
Маркетплейсы постоянно работают над усовершенствованием всех своих алгоритмов и с течением времени какие-то форматы представления могут меняться.
ИТАК:
ФОРМУЛА - АЛГОРИТМ ВЫБОРА ЛЮБЫХ ТОВАРОВ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ.
1. Не делаем импульсных (под влиянием момента) покупок. Очень велика вероятность упустить какие-то уловки Продавцов.
2. Стараемся использовать для выбора и анализа покупок компьютер, а не мобильный телефон, т.к. по мобильному приложению невозможно провести грамотный анализ и, соответственно, качественный выбор достойной покупки.
3. Заводим в поисковое окошко ключевую фразу для поиска интересующего нас товара. Для примера вводим фразу «футболки для мальчика». Получаем следующую выдачу карточек товаров:
4. Кликаем на Сноску 1. Изначальная установка – «По популярности».
Получаем всплывающее окошко с предложениями о ранжированности выдачи карточек:
- По популярности
- По рейтингу
- По возрастанию цены
- По убыванию цены
- По новинкам
- Сначала выгодные
Меняем в фильтре изначально предлагаемый маркетплейсом параметр «По популярности» (Сноска 2) на «По возрастанию цены» (Сноска 3).
Как видим на Фото – все первоначально представленные в топе карточки попали в выдачу «По популярности», т.к. Продавцы проплатили маркетплейсу рекламное продвижение (Сноска 4).
Не все увидят эту информацию, т.к. я использую специальные сервисы аналитики. Но, будьте уверены, даже если вы не видите информации о рекламном продвижении, практически ни один товар не попадет в топ, если Продавец за это не проплатил.
Как только проплата за рекламное продвижение от Продавца закончится, то, как правило, карточка товара опустится вниз и пропадет из топа.
5. В случае необходимости отсекаем неподходящий товар другими фильтрами, предлагаемыми выбранной площадкой, как – то: «По цене», «Бренд» и др., которые представлены в строке над карточками товаров.
6. Начинаем просматривать предлагаемые карточки товаров.
7. Не рассматриваем товары с низкой историей продаж. Или очень внимательно анализируем.
Для примера будем далее анализировать карточку № 3 из представленной выдачи.
На рассматриваемой выдаче продажи по нашей карточке составляют 1206 шт. Это очень хорошие продажи.
8. Не рассматриваем товары с рейтингом ниже 4,7. Или очень внимательно их изучаем.
В нашей карточке № 3 мы имеем рейтинг 4,9 при 1682 отзывах. Это замечательный рейтинг при большом количестве отзывов.
9. Входим в карточку заинтересовавшего нас товара:
10. Очень внимательно изучаем фото товаров, характеристики и описания.
Кликаем на «Все характеристики и описание» (Сноска 1).
Помним, что все Продавцы размещают фото и описания, которые направлены на то, чтобы побудить потенциального покупателя купить именно их товар и не всегда они отражают действительность.
Особенно внимательно изучаем описание (Сноска 2).
Читаем: «Набор детских футболок из премиального 100% хлопка». Но, не существует такой классификации сорта хлопка – «премиальный».
Страна производства – Узбекистан (Сноска 3).
В Узбекистане выращивают только коротковолокнистый хлопок. Это самый низкокачественный сорт хлопка.
Могу с огромной степенью уверенности сказать, что при пошиве футболок использовалось самое низкосортное полотно качества «опэн - энд». Это значит, что после стирки полотно растянется и пойдет катышками.
Материал: кулирная гладь. Это самое тонкое и низкоплотное полотно, т.е. просто тряпочка. Этот материал хорош только в жаркую погоду и это надо иметь ввиду.
Все вышесказанное подтверждает и очень низкая цена за 1 футболку из комплекта. 1045 руб. : 5 = 200 руб.
11. Если, вдруг, рассматриваемый товар нас все же заинтересовал, то переходим к изучению отзывов, спускаясь ниже по карточке:
Что мы видим? Отличные отзывы с отметками (рейтингами) покупателей 5 звезд (Сноска 1).Но, обратим внимание на даты написания отзывов – 19 по 20 мая. А я как раз 20 мая пишу эту статью. Т.е. я могу со 100% уверенностью утверждать, что покупатели, написавшие эти положительные отзывы еще не успели протестировать футболки в носке и после стирки.
И тут мы начинаем трансформацию отзывов. Кликаем на «Смотреть все отзывы» (Сноска 2) на Фото 3.
Получаем следующее:
Все отзывы и рейтинги просто замечательные (Сноска 1).
Но, мы видим изначально установленную сортировку отзывов по Дате (Сноска 2), т.е. начиная с последней даты.
Кликаем на по «Оценке» 2 раза (Сноска 3).
Т.е. меняем изначальную установку «По дате ↓» на «По оценке ↑».
И о ЧУДО!!!
Мы можем сразу просмотреть все отрицательные отзывы. Кто из покупателей всегда начинает изучать отзывы, начиная с отрицательных?
Я, лично, всегда.
И мы сразу видим какой вид претензий и оценки покупателей к этим футболкам (Сноска 3).
12. Проверяем, что данные отзывы, рейтинг и цена относятся именно к тому артикулу, который нам нужен, т.е. соответствуют ожидаемым размерам, цвету и прочим характеристикам и описаниям (Сноска 1).
Следует учитывать, что даже положительные отзывы, написанные более ранними датами, не гарантируют, что товар был протестирован достаточное время для выявления дефектов. Так, например, если мы читаем положительный отзыв, датированный, скажем, 20 марта, то вполне возможно, что товар получили 17-19 марта.
13. Если все вышеуказанное изучено и нас ничего не настораживает, то можно добавлять товар в корзину для последующего оформления заказа.
14. После покупки тестируем товар в течение срока, достаточного для выявления дефектов (указать этот срок в отзывах).
15. Только после тестирования ставим оценку пишем самые детальные отзывы, которые помогут последующим покупателям правильно определится с выбором товара. Положительные отзывы также следует описывать подробно.
Например, для одежды: соответствует ли полученный предмет указанным на нем размерам; швы; нитки, фурнитура; как использовали; как стирали / чистили и с каким результатом; общее впечатление и другое что сочтете важным.
И, если все вас удовлетворило, поблагодарите Продавца.
Могу предположить, что очень многие покупатели используют для поиска заказов мобильные приложения на смартфонах. Я очень не рекомендую такой подход.
Но, тем не менее, если кто-то из таких покупателей не сможет найти описанный функционал в мобильных приложениях, то специально для них я ниже излагаю порядок действий.
Следует иметь ввиду:
- Параметры отражения информации, а также фильтры настроек могут различаться между представленными с сайта площадки и на мобильном приложении. Нужно просто поискать повнимательнее, хотя я пытался отразить все с доскональностью.
- Ситуация с ценами и ранжированием (сортировкой) товаров может различаться с каждым просмотром.
Итак,
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ.
1. Заводим в поисковое окошко Wildberries ключевые слова. Для примера берем те же «футболки для мальчика». Получаем:
Сноска 1 - футболки для мальчика. Заведенная ключевая фраза.
Сноска 2 – изначальная настройка на «Популярные». Самая выгодная для маркетплейса и самая невыгодная для покупателей.
Сноска 3 – Фильтры. Можно включить дополнительные фильтры.
Сноска 4 – Изначально активная настройка – какие товары показывать сначала – «Популярные».
Сноска 5 – «Дешевле». Эту настройку мы выбираем и кликаем на нее.
Получаем какую-то выдачу карточек, которая отличается от рассмотренной выше. Нам это не важно, т.к. важен сам алгоритм. Находим интересующую нас карточку с хорошей историей продаж и с высоким рейтингом. Я выбрал одну из и вошел в карточку.
Получил:
Прокручиваю карточку вниз и вижу следующее:
Хорошая история оценок – 848 и
Хороший рейтинг – 4,8.
Кликаю на эту ссылку и получаю следующую информацию:
Сноска 1 – изначальная настройка на отзывы. Начинается с «Новые».
Сноска 2 – отличный рейтинг новых отзывов.
Сноска 3 – показывает активную настройку на «Новые».
Сноска 4 – интересующая нас настройка «С низкой оценкой».
Кликаем на нее и получаем:
Сноска 1 – изменившаяся настройка «С низкой оценкой».
Сноска 2 – уже плохой рейтинг.
Сноска 3 – тексты плохих отзывов. И даже приложены фотографии.
Видим все отрицательные отзывы. Читаем, изучаем, анализируем. Нужен ли нам такой товар?
Далее – все как описано начиная с п. 13 в моей описанной выше ФОРМУЛЕ.
Указанная формула (алгоритм) выбора товара для покупки рассмотрена на примере футболок, но вы можете также применить ее к любому виду товара. Главное соблюдать процедуру.
Сколько по времени займет предлагаемый анализ? 15-20 минут?
Но, зато вы сможете максимально застраховать себя от некачественных покупок.
Я вполне допускаю, что возможны и другие алгоритмы анализа, но мой алгоритм значительно лучше, чем отсутствие какого-либо иного алгоритма.
Почему я предлагаю именно такой алгоритм? Почему я выбираю те или иные настройки?
Чтобы избежать всех ловушек и уловок, как маркетплейсов, так и Продавцов, которые они применяют, чтобы убедить нас - покупателей купить не самый выгодный товар.
Я все-таки очень рекомендую прочитать мою первую статью ОСТАЛИСЬ НЕДОВОЛЬНЫ ПОКУПКОЙ НА МАРКЕТПЛЕЙСЕ? КТО ВИНОВАТ? ЧТО ДЕЛАТЬ?
И вы также можете прочитать другие статьи в моем канале Старый Мудрый Пес.
Там вы сможете найти все ответы на свои вопросы из рассмотренных мною примеров.
А теперь я бы порекомендовал всем читателям, которые имели печальный опыт покупок на маркетплейсах, вернуться к изучению карточек, соответствующих уже купленным вами ранее товарам, но уже используя мой алгоритм.
И, самое главное, внимательно ознакомиться с отрицательными отзывами.
А после этого ответить самим себе на вопрос: «А купили ли бы вы опять тот товар, в котором вы разочаровались, если бы прочитали все отрицательные отзывы?».
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, поставьте мне лайк, подпишитесь на мои публикации Старый Мудрый Пес.
Напишите любые отзывы, задайте все интересующие вопросы, поделитесь ссылкой на публикацию со всеми своими близкими и друзьями.
Только так вы поспособствуете продвижению моих публикаций и их смогут увидеть другие потенциальные покупатели.
В конечном итоге мы вместе сможем научиться отсеивать некачественный товар, избежим разочарований в покупках, сэкономим свои деньги и выведем на чистую воду всех недобросовестных Продавцов.
Отдельно хочу поблагодарить всех покупателей, которые пишут грамотные, проверенные отзывы, помогающие нам всем в выборе качественных товаров.
Желаю всем хороших покупок.
На маркетплейсах очень много достойных Продавцов с достойным товаром, которым я тоже очень благодарен.
Всем удачи!!! Ваш Старый Мудрый Пес.