Часть 4
Новый игрок на карте
Погодин Б.П. 21 мая 2024
За Окой-рекой широкой, за дремучими мещерскими лесами образовалось сильное самородное княжество суздальское, позже владимирское. Мы даже не знаем толком как его называть. То ли Суздалем, то ли Северо-восточной Русью (так они себя точно не называли), то ли Опольем, то ли Залесьем. Оно ещё не Москва. Это независимый от Киева игрок. Он ничем Киеву не обязан и не связан. Новый игрок предъявляет свои интересы, требует доли пирога, в ущерб Киеву. Для Киева это сепары. А что делают с сепарами и ватниками? Власть суздальская понимает: без полной субъектности над речным путём ему не выжить, и эту субъектность будут отнимать.
В нашей историографии Залесье описывают как успешное и сильное княжество. Но ведь нет оснований для такого утверждения. Кругом враги и нет побед. Юрия Долгорукого убивают киевские бояре, Боголюбского – киевская пятая колонна. Баланс довольно быстро смещается в пользу Киева. В киевском стане и Новгород. С ним тоже нет военных успехов. Вероятно Киеву удалось склонить на свою сторону и волжскую Булгарию. Булгария больно досаждала на восточных рубежах. Заперла устье Оки-реки, на порубежье лютуют несистемные мордовские налётчики. К этому времени относится строительство укреплённых острогов Гороховца, Вязников, Городца на Волге. С юга подпирают Рязань и Муром. Сплошной containment and deterrence. Вражда лютая. Удавка сужается. Нет сил в одиночку разорвать киевский узел! Нужны союзники. И Суздаль находит такого объективного союзника в степи.
Степь (будем теперь называть её Орда) и Владимир были обречены на союз. Оба отрезаны от торговли. Но у обоих вкупе есть сила, чтобы развернуть ситуацию в свою пользу.
Военные действия Орды очень хорошо вписываются в эту логику.
Битва на Калке – проба копья, разведка боем. А скорее даже отвлекающий удар. Битва Киевом проиграна вчистую, но Киев так и не понял что это было. А вот Суздаль понял: план работает! Кстати, в битве на Калке не было суздальской рати и суздальских князей. Как же так? Киевцы не позвали? А вот исключать участия суздальцев на стороне «орды» я бы не стал. Возможно даже дружины отца Александра Невского Князя Ярослава Всеволодовича Владимирского. Именно к нему можно логически отнести сближение со степью, потому что именно о ту пору противостояние вышло на пик. Именно его можно считать идеологом Ордынского союза. Можно ли было рассмотреть в этой критической точке судьбоносный поворот. Только сейчас, на большом расстоянии, а тогда навряд ли.
Ожесточённая борьба с боярством восходит ещё к правлению Всеволода Юрьевича Большое гнездо. Примерно в то время прошло размежевание по партийной линии и в княжеском роду. Понятное дело, конкуренты искали и получали поддержку от Киева. Старшая княжеская ветка хорошо понимала эту опасность и призрачность своей победы в этой борьбе. Убили же Боголюбского и его старшего брата Михаила. Конечно дело рук киевской колонны – московских кучковичей. Вся династия оказалась под угрозой гибели с вероятным последующим разделом суздальской земли.
Первый удар по раскупорке волжского пути наносится по Булгару. Она как кость в горле. Разгром полный и бесповоротный. Без надежд на восстановление. С контрольным выстрелом, как и положено в конкурентной борьбе. Булгария включается в состав ордынских владений, но уже без признаков государственности. Там установлено, что бы мы назвали сегодня «прямое президентское правление» или «территория федерального подчинения». События развивались в 1236 году. Булгарская кампания не могла, просто не могла обойтись без суздальцев. Для того были все предпосылки. Кампания прошла безупречно и с филигранной эффективностью. Так могли помочь только суздальцы. Им и пути и подходы знаемы, язык известен и много чего ещё. К тому времени АлЯр уже мог участвовать в боевых походах. Иначе откуда боевая выучка, опыт. Великим полководцем без этого не станешь.
В Булгарской кампании есть ряд любопытных событий, на которые никто не обращает внимания. После Калки «монголы» пошли войной на Булгарию и вели безуспешные боевые действия несколько лет кряду. Были и крупные поражения в 1229 году. Что-то надо было «в консерватории поправить». Нужны были свежие силы и свежая тактика. До этого «монголы» предпочитали давать генеральное сражение. С генеральными сражениями не всё так хорошо. Нужен большой численный перевес. Его нет. Любая случайность способна обернуться поражением. Потери бойцов в рукопашных схватках огромные. После победы на Калке численность Батыева войска уполовинилась. Как говориться: ещё одна такая победа и воевать будет некем. Это к слову о непобедимости и неуязвимости.
Союзник нашолся – Суздаль. Ужо у них давно руки чесались рассчитаться! Новый союзник предложил и новую тактику. Осенне-зимнее наступление. Осенью все войска обыкновенно бывают распущены по домам заниматься урожаем, хозяйством, ремонтом и пр. Единого войска нету. Ярослав Всеволодович предложил действовать летучими отрядами без обозов, на легке обложить разом основные города, не дав силам противника собраться в числе. Крепостицы с малым зимним охранением легко берутся малыми силами. Их гарнизоны минимальны и никакой осады выдержать не могут. Ошибаются кто считает крепости той поры твердынями типа замков. Нет. Это просто частоколы метра в три на валу и всё. Всё это просто валится верёвками безо всяких осадных орудий. Частокол зарыт метра на два, ну с половиной. Всё равно он выворачивается или выламывается верёвкой и конями. В больших городах возможно были коробчатые срубы, забученные землёй. Ну так ведь всё одно деревяшка.
Короче так и поступили. Осадили сразу несколько основных и малых городов, не дав опомниться и собрать силы, а остальное дело техники.
Тактика сработала как часы. Двумя годами позже те же решения были применены в Рязани и Залесье. Почерк узнаваем. Без местной допомоги, которая проведёт отряды прямоезжими зимними путями просто не обойтись. Заблудишься в первой же пурге, или как Сусанин с поляками. Это очевидная и совершенно бесспорная вещь. А кто их водил? Уж не Ярослав ли Всеволодович? То-то его на Сити не оказалось.