Эпистолярное чтение на 5-е воскресенье по Матфею взято из Послания святого апостола Павла к Римлянам:
Братья и сестры, желание моего сердца и молитва к Богу об израильтянах - чтобы они спаслись. Ибо я могу свидетельствовать о них, что они ревностны к Богу, но ревность их не основана на знании. Поскольку они не знали праведности Божьей и стремились утвердить свою собственную, они не покорились праведности Божьей. Христос - это завершение закона, чтобы была праведность для каждого верующего.
Наше приложение:
Моисей так пишет о праведности по закону: Делающий сие будет жить ими. А о праведности по вере сказано: Не говори в сердце твоем: Кто взойдет на небо? (чтобы низвести Христа) или Кто сойдет в глубину? (то есть, чтобы воскресить Христа из мертвых). Но что же сказано? Слово близко к тебе; оно в устах твоих и в сердце твоем, то есть весть о вере, которую мы провозглашаем. Если вы устами своими провозгласите: Иисус есть Господь, а сердцем поверите, что Бог воскресил Его из мертвых, вы будете спасены. Ибо сердцем веруешь и оправдываешься, а устами исповедуешь веру и спасаешься.
Послание к Римлянам, адресованное церкви, которая не была основана самим Павлом, является самым важным по своему богословскому содержанию и масштабу. Его часто называют Евангелием святого Павла. Однако это послание не содержит краткого изложения его богословия, а скорее излагает основной постулат Павловой теологии: оправдание грешных людей благодатью Христа, а не делами закона. Эту же тему Павел развивал в Послании к Галатам, которое он написал в Ефесе, примерно за два-три года до Послания к Римлянам. Однако в первом случае тон был полемическим (против иудаистов), тогда как здесь изложение более спокойное и систематическое.
Данный отрывок относится к первой части Послания, догматической (гл. 1-11), а точнее, к разделу, состоящему из гл. 9-11, где рассматривается вопрос об окончательном спасении израильского народа. В контексте общей сотериологической диспенсации Бога временное отвержение Христа этим народом способствовало вхождению язычников в Церковь. Если спасение - дело всего человечества, то избранный Богом народ не может быть исключен. Это - желание сердца великого апостола и суть его молитвы к Богу, о чем он говорит в начале отрывка.
Этот народ имеет Закон Божий, данный Моисею, но не может понять, что Христос есть исполнение Закона, ибо Он дарует спасение всем верующим. Сам Христос является кульминацией Закона не только по времени, но и по цели. Ведь те, кто сердцем верит, что Христос - Сын Божий, Которого Отец воскресил из мертвых, и смело провозглашает эту веру, обретают спасение, которое - и это стоит повторить - является результатом не соблюдения положений Закона, а веры во Христа. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). А если Он хочет, чтобы все люди спаслись - то есть не просто жили жизнью, далекой от зла, деградации и страха смерти, но с надеждой на будущие блага Царства Божьего, - то, естественно, Он хочет того же и для народа Израиля. Святой Павел говорит об этом и в другом месте этого послания, в начале раздела, из которого взят сегодняшний отрывок: У меня в сердце великая скорбь и непрестанная мука. Ибо я желал бы, чтобы меня самого прокляли и отлучили от Христа за народ мой, за людей моего рода (Рим. 9, 2-3).
Может возникнуть вопрос: Какое отношение все это имеет к нашей эпохе?. Ответ следующий.
Как люди, мы никогда не находимся в неизменной ситуации, и неожиданности никогда не могут быть полностью исключены. Некоторые из тех, кто боролся против Христа и Его Церкви, пережили удивительные события в своей жизни, прошли через обращение и стали не только верными учениками, но и проповедниками Его Евангелия. История, как древняя, так и современная, изобилует такими примерами поразительных изменений и обращений, наиболее показательным и важным из которых является история святого апостола Павла. Некогда ревностный гонитель Церкви, он стал горячим проповедником Христа распятого и автором Послания, из которого взято сегодняшнее чтение.