III Вселенский Синод рассмотрел ересь Нестория, патриарха Константинопольского. Он осудил его и определил вероучение в отношении Богочеловека Христа и Пресвятой Богородицы. Это произошло после того, как в 433 г. между святыми Кириллом Александрийским и Иоанном Антиохийским было достигнуто соглашение, известное как Формула воссоединения.
Наше приложение:
Однако после кончины этих двух Патриархов их фанатичные ученики вновь подняли этот вопрос, полагая, что оба они отступили от своих прежних позиций, что создало ряд проблем для Церкви.
Одним из них был Ефтихий (Евтихий), который учил, что Господь наш Иисус Христос действительно имел два естества до их объединения, но после объединения признавал только одно. Иными словами, он считал, что после соединения двух природ человеческая природа Христа была поглощена Его Божественной природой. Эта проблема продолжала существовать, поскольку происходила дальнейшая путаница между природой и личностью, так как считалось, что одна личность связана с одной природой.
И вот в 451 году в Халкидоне по приказу императорской четы Пульхерии и Маркиана был созван IV Вселенский синод. Председательствовали на нем Константинопольский патриарх Анатолий и представители Римского папы Льва. Этот Синод подтвердил решение III Вселенского Синода и, следуя за предыдущими отцами, как написано в документе, признал, что Слово есть единая Личность и единая Ипостась, известная в двух природах без смешения, без изменения, без разделения и без отделения, и что нигде не устраняется различие между двумя природами, но скорее сохраняется специфика каждой природы в соединении Слова в единую Личность-Ипостась.
Весь этот вопрос может показаться философским и не имеющим особого значения для богословия Церкви, но это не так по следующим причинам.
Изучая Священное Писание, Ветхий и Новый Заветы, и, в частности, откровение Христа апостолам, отцы Церкви знали, что Христос есть истинный Бог, воплотившийся, чтобы победить смерть, грех и дьявола. В реке Иордан стало ясно существование Святой Троицы. На горе Фавор лицо Христа сияло как солнце, а Его одежды были белыми как свет. Столб света охватил и учеников, и был слышен голос Отца. Этот свет был не сотворенным, а божественным, несотворенным; это был свет Божества. Во Христе была человеческая природа (тело и душа), но изнутри исходило сияние Божества. Этот свет был не другой природой, а Божественной природой, которая соединилась с человеческой природой во Христе. Таким образом, Божественность Христа была явлена, хотя Его человеческая природа не была упразднена. Именно это побудило Отцов заявить, что две природы - человеческая и Божественная - действуют в ипостаси/личности Слова без смешения, без изменения, без разделения и без разлуки.
Этот опыт разделяли многие отцы Церкви, как мы видим на примере святителей Василия Великого, Григория Богослова и многих других более поздних отцов, таких как святители Симеон Новый Богослов, Григорий Палама и др. Вот почему опыт и вера Отцов совпадают с опытом и верой Пророков и Апостолов.
И, кроме того, они сделали эту формулировку не для того, чтобы выразить логическую позицию в отношении Христа, поскольку эта тайна не может быть понята логически. Не для того, чтобы развить какую-то особую философию, а для того, чтобы ответить еретикам того времени, которые, действительно, философствовали. Еретики-богословы пытались понять эту тайну в философских терминах, а Отцы использовали некоторые из ее терминов, такие как сущность, природа, личность, ипостась, для того чтобы ответить еретикам и разрушить их философский образ мысли.
По словам святителя Григория Паламы, это означает, что догмат есть проявление/откровение Слова Божия - без плоти для пророков в Ветхом Завете и во плоти для апостолов в Новом Завете. Термины же - это слова, лексические единицы, которые используются Отцами для обозначения догмата, откровения Сына и Слова Божия. По этой причине термины определяют грань между истиной и заблуждением.
Как и в случае с решениями других Вселенских Синодов, Церковь превратила решения 4-го Синода в гимны, которые поются на богослужениях. Они также стали молитвами, и таким образом догматика - термины Вселенских Синодов - тесно связана с богослужением Церкви. Это говорит о важности богослужения, на котором мы исповедуем и переживаем Христа как Бога и Человека.