Горе имеет свои стадии. Согласно психологическому подходу [1], мы должны пройти их с заботой и поддержкой. Нам нужно время, чтобы начать находить смысл во всем, что с нами происходит. В случае с Магдалиной это не заняло много времени. Ей явился Христос и рассказал о воскресении. С этой верой она продолжила свою жизнь, которая приобрела иной смысл.
И мы, насколько это возможно, должны просить Бога дать нам самопознание и принятие, ощущение Его присутствия, чтобы мы могли пройти через скорбь и обрести смысл. Мы должны просить, чтобы нам открылось Его провидение, чтобы нашей душе было легче отдохнуть и чтобы огонь боли был потушен.
Наше приложение:
В жизни святой мы ощущаем ее непоколебимую любовь во всех ситуациях. Вот почему святой Максим в своем первом тексте говорит, что для достижения устойчивого расположения нам следует интересоваться только абсолютно необходимыми земными вещами, чтобы ни от чего не зависеть. Зависимость мешает нам быть свободными, и поэтому - хотим мы этого или нет - мы не можем иметь стабильность внутри себя.
Одна из забот о себе и своей душе - обратить внимание на то, что мешает нам достичь этой стабильности. Это выгодная форма рефлексии, предполагающая внутренний процесс, который может быть сопряжен с усилиями и болью. Но ценность других людей, ценность каждой души, которую Бог привел на наш путь, священна, и стоит усилий, чтобы повернуться лицом к себе и понять, что именно нарушено в наших отношениях с ними.
Согласно параклитическому канону, святая Мария имела благоговейное дерзновение ко Христу, а это свойство непоколебимой любви. Твердая любовь всегда присутствует в разговоре, она не знает страха, не уклоняется и надежна в отношениях. Магдалина пришла, искала, плакала и искала: Где ты, учитель?. Как пишет покойный старец Аимилиан в своей книге О трезвении [2], монашествующие добиваются от своего Старца всего, и это делается в атмосфере благоговейного дерзновения. Ничего не утаивается. Они знают духовный контекст, знают границы и осознают, что раскрытие их внутреннего мира имеет целью их благополучие. Это и есть здоровые духовно-терапевтические отношения.
Бесстрастие порождает любовь, надежда на Бога порождает бесстрастие, терпение и терпимость порождают надежду на Бога; они, в свою очередь, являются результатом полного самоконтроля, который сам проистекает из страха Божия. Страх Божий есть следствие веры в Бога (св. Максим Исповедник, 2-й текст Первой Четыредесятницы о любви). Здесь мы оказываемся лицом к лицу с потрясающим духовным анализом тайн человеческой души, связанной с Богом и стремящейся к духовной жизни. Чистая любовь порождается бесстрастием. Бесстрастие не позволяет ничему вторгаться между душой и Богом, мешать общению с Ним.
А признаком бесстрастия является то, что мы видим образ Божий в каждом человеке, о чем мы говорили ранее, утверждая ценность каждой личности.
Мы любим без патологической страсти, то есть любим в хорошем смысле страсти. Мы любим, не причиняя вреда ни себе, ни другим во имя патологической любви. Мы любим через Святого Духа, любовью во Христе. Безусловная любовь без границ. Мы любим и находим место для других как образов Бога. Мы любим, не падая духом от горя или потери, потому что знаем, что зависим исключительно от благодати Святого Духа. Отношения не заканчиваются в гробу. По нашей вере и по учению святых отцов, скорбь и любое испытание превращаются в благословение.
Умиротворение порождается надеждой на Бога. Надежда на Бога отличается от понятия надежда без Бога. Здесь речь идет о том, что мы предаемся Богу, уповая на Его провидение. Таким образом, мы ни к чему не привязаны, мы свободны, мы бедны и в то же время богаты во Христе, как говорит святой Павел: Скорбим, но всегда радуемся; нищи, но многих обогащаем; ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор. 6, 10). Это надежда на то, что ничто не потеряно на земле, что все находится под Божьим попечением: наши страдания, наши слезы - все является строительным материалом, из которого мы строим наш дом наверху. Наша надежда заключается в том, что Бог все обеспечит, но не обязательно здесь, на земле. Мы будем продолжать получать в нашей другой родине, наверху. Наша основная надежда заключается в том, что Его обещание непоколебимо и истинно.
Терпение и терпеливость заставляют нас обрести надежду на Бога, отстраниться от различных мелочей, с пользой провести время и оставить только то, что обогащает почву нашей души, чтобы обеспечить лучший посев. Действительно, это долгий путь. Но он прекрасен. Что может быть прекраснее, чем познать сладостное присутствие Святого Духа, красоту нашего я и, по всей вероятности, красоту других людей? Конечно, этот путь требует терпения и терпеливости, другими словами, он требует внимательности и бдительности, распознавания и наблюдения. Он требует спокойствия и осознания собственных нужд и нужд других людей. Слава терпению Твоему, Господи, - поем мы в Великую неделю. Терпение Христа не означает невежества или слабости. Напротив, в ней скрывается сила и великая мудрость. Очень часто молчание - это великая мудрость, особенно когда другой человек не в состоянии понять или услышать. Это требует любви с бесстрастием, потому что место должно быть найдено для обоих. Христос никому не отказывал. Даже к тем, кто распял Его, Он проявил понимание и терпение, потому что знал, что они не знают ничего лучшего. И поэтому Он учит нас Своей собственной терпеливости. Терпению по отношению к себе и другим. Мы часто нуждаемся в терпении по отношению к себе, чтобы научиться любить себя. Полезно уделять время своему саду, а также саду других людей, понимая, что все мы страдаем от резких перемен, потому что жизнь может принести нам много всего совершенно неожиданного.
Самообладание порождается терпением и терпеливостью. Через слово самообладание душа знает, что она пришла из земли и в землю вернется. Самообладание заставляет нас продолжать смотреть на вещи с духовной точки зрения. Наш приход в мир не зависел от нас, как не будет зависеть и наш уход из него. Самообладание само по себе - слово, принадлежащее к духовной и небесной сфере. Оно ограничено тем, о чем мы уже говорили: мы должны жить тем, чего нам достаточно. Мы должны жить в духе того, что на планете есть и другие, кроме нас. Страх Божий проистекает из самоконтроля. Мы живем со страхом Божьим, со справедливостью Божьей. Не с фобией или страхом наказания. Но мы признаем существование Бога. Мы должны осознавать свою ограниченность. Страх перед Богом проявляется тогда, когда мы знаем, что все, что Бог нам дал, это для того, чтобы мы могли жить, и жить лучше. Но когда мы не живем со страхом Божьим, мы пожинаем то, что видим и слышим, что происходит в нашем обществе.
Круг его анализа замыкается верой. Святой Максим начал с любви и заканчивает верой, верой в милость Божию в нашей повседневной жизни. Верой в силу, которую Он вложил в нас. Вера в силу других людей. Вера в то, что Он даровал нам. Вера в Его мудрость. Вера в Его провидение и Его заботу о нашем спасении. Любовь, надежда и вера. И самое великое из всего этого, как говорит святой Павел, - любовь. Любовь - единственная причина, по которой мы должны посвятить себя Христу и следовать за Ним. Вера освобождает нас от всякой зависимости. Потому что, как говорит Христос, верой мы двигаем горы. Если мы понимаем, как действует наша вера и что необходимо для ее укрепления, это нам очень поможет.
Любовь, надежда и вера образуют спасительный треугольник, помогающий справиться с горем. Если мы позаботимся о том, чтобы в нас было место для этого треугольника, то наша жизнь в горе и скорбях будет иметь иное качество.
Святая Мария Магдалина является живым примером всего этого. Мы мало знаем о ней, хотя знаем, что она изменилась и была исцелена от семи бесов. Но она наполнила свою душу присутствием своего Учителя, так что ни один бес не мог войти в нее. Она жила с непоколебимой любовью на пути борьбы, пока не достигла бесстрастия и святости.
У каждого из нас есть свои демоны и страсти. Возьмем же эту устойчивость святой как пример того, что нужно неуклонно смотреть в центр нашей жизни, на Христа. Ведь когда мы все вместе смотрим в центр, мы становимся ближе друг к другу. Это и есть добрый нрав в наших отношениях со Христом, со святыми и с другими людьми.
Пусть святая Мария Магдалина ходатайствует за нас, чтобы мы навсегда приобрели в себе эту любовь. Аминь.
[1] David Kessler, Finding Meaning: Шестая стадия горя.
[2] Περί Νήψεως, p. 192.