Найти тему
Баку. Визит в Азербайджан

Гагаринский мост уходит в небытие

Оглавление

Самый известный в Баку мост (наряду с Багировским) стал разбираться в эти дни.

Хотя причины этого вполне понятны — проходящая под ним железнодорожная ветка к порту давно не работает, а мост только создает проблемы с логистикой. Потеря этой городской достопримечательности больно ранит душу старых бакинцев.

Гагаринский мост на наших глазах уходит в историю...

Думаю, что он достоин того, чтобы запечатлеть его историю в Сети. Иначе боюсь, что бакинцы будущих поколений напрочь забудут о существовании этого примечательного объекта в истории города.

Надеюсь, что граждане Азербайджана, работающие с Википедией, все-таки напишут статью о Гагаринском мосте.

Бакинский мосты

В советском Баку было четыре моста, которые знали практически все бакинцы:

  1. Черногородский (1892)
  2. Шмидтовский (1898)
  3. Багировский (1955)
  4. Гагаринский (1963)

Все они были не классическими мостами (для горожан), а путепроводами для транспорта. Только Гагаринский был нечто средним, так как там была узкая полоска тротуара.

-2

Кстати, Черногородский мост был снесен еще в 2020 году.
Причина та же: пропала надобность в путепроводе — ж/д пути идущем по нему, а сам мост создавал "узкое горлышко" провоцируя пробки.

-3

Гагаринский мост

До середины 50-х годов в Баку не было проблем с выездом из центральной части города в сторону Московского проспекта (Балаханского шоссе) и Черного города. Эти направления не были загружены, да и машин тогда было мало.

Багировский мост, 60-е
Багировский мост, 60-е

Но в 1957 году разворачивается массовое строительство 5-этажных домов, начинают застраиваться пригородные поселки и городские окраины.

Тут и выяснилось, что на переезде Бакинский морской грузовой порт — железнодорожная станцией Баку-Грузовая, где было достаточно оживленное движение составов, скапливается множество машин, груженных строительными материалами.

Прибавьте сюда все увеличивающееся количество частного транспорта, более активное движение общественного... шлагбаум на переезде стал большой помехой.

В 1961 году принимается решение строить путепровод, позволяющий осуществлять бесперебойное движение. Это был год полета Юрия Гагарина на околоземную орбиту, поэтому трудностей с названием моста не возникло — конечно "Гагаринский".

Так он и стал прописываться в проектных документах «Бакгипрогора».

Кстати, главным конструктором проекта стал Виталий Абрамович Файнштейн, который был заядлым филателистом. Я с ним сталкивался в конце 70-х — начале 80-х несколько раз. Это был "человек-энциклопедия".

В 1963 году, Гагаринский мост был введен в эксплуатацию: 203 метра в длину, 17 — в ширину, 12 железобетонных опор... он выглядел шикарно по сравнению с уже имевшимися мостами.

Да и открывавшаяся с него перспектива на одну из центральных улиц (Узеира Гаджибекова) радовала глаз. Мост сразу полюбился бакинцам.

-5

В то время, три полосы вели из города, а две – в город.

Таким оно оставалось до начала 2000-х:

-6

А потом Баку разбогател. Количество машин превысило все разумные пределы.

Хотя мост стал работать только на выезд, это мало исправило ситуацию.

-7

Стали возникать трещины в его конструкции.

-8

Можно было бы наверное его отреставрировать, но какой смысл, если Грузовой порт перенесли в Аляты.

Аляты
Аляты

А железнодорожная ветка заасфальтирована.

-10

Поэтому было принято решение сносить.

Печальные кадры. Фактически в режиме онлайн.

-11
-12
-13

Знакомые сняли, то что происходит сейчас с мостом. Печальное зрелище.