Самый известный в Баку мост (наряду с Багировским) стал разбираться в эти дни.
Хотя причины этого вполне понятны — проходящая под ним железнодорожная ветка к порту давно не работает, а мост только создает проблемы с логистикой. Потеря этой городской достопримечательности больно ранит душу старых бакинцев.
Гагаринский мост на наших глазах уходит в историю...
Думаю, что он достоин того, чтобы запечатлеть его историю в Сети. Иначе боюсь, что бакинцы будущих поколений напрочь забудут о существовании этого примечательного объекта в истории города.
Надеюсь, что граждане Азербайджана, работающие с Википедией, все-таки напишут статью о Гагаринском мосте.
Бакинский мосты
В советском Баку было четыре моста, которые знали практически все бакинцы:
- Черногородский (1892)
- Шмидтовский (1898)
- Багировский (1955)
- Гагаринский (1963)
Все они были не классическими мостами (для горожан), а путепроводами для транспорта. Только Гагаринский был нечто средним, так как там была узкая полоска тротуара.
Кстати, Черногородский мост был снесен еще в 2020 году.
Причина та же: пропала надобность в путепроводе — ж/д пути идущем по нему, а сам мост создавал "узкое горлышко" провоцируя пробки.
Гагаринский мост
До середины 50-х годов в Баку не было проблем с выездом из центральной части города в сторону Московского проспекта (Балаханского шоссе) и Черного города. Эти направления не были загружены, да и машин тогда было мало.
Но в 1957 году разворачивается массовое строительство 5-этажных домов, начинают застраиваться пригородные поселки и городские окраины.
Тут и выяснилось, что на переезде Бакинский морской грузовой порт — железнодорожная станцией Баку-Грузовая, где было достаточно оживленное движение составов, скапливается множество машин, груженных строительными материалами.
Прибавьте сюда все увеличивающееся количество частного транспорта, более активное движение общественного... шлагбаум на переезде стал большой помехой.
В 1961 году принимается решение строить путепровод, позволяющий осуществлять бесперебойное движение. Это был год полета Юрия Гагарина на околоземную орбиту, поэтому трудностей с названием моста не возникло — конечно "Гагаринский".
Так он и стал прописываться в проектных документах «Бакгипрогора».
Кстати, главным конструктором проекта стал Виталий Абрамович Файнштейн, который был заядлым филателистом. Я с ним сталкивался в конце 70-х — начале 80-х несколько раз. Это был "человек-энциклопедия".
В 1963 году, Гагаринский мост был введен в эксплуатацию: 203 метра в длину, 17 — в ширину, 12 железобетонных опор... он выглядел шикарно по сравнению с уже имевшимися мостами.
Да и открывавшаяся с него перспектива на одну из центральных улиц (Узеира Гаджибекова) радовала глаз. Мост сразу полюбился бакинцам.
В то время, три полосы вели из города, а две – в город.
Таким оно оставалось до начала 2000-х:
А потом Баку разбогател. Количество машин превысило все разумные пределы.
Хотя мост стал работать только на выезд, это мало исправило ситуацию.
Стали возникать трещины в его конструкции.
Можно было бы наверное его отреставрировать, но какой смысл, если Грузовой порт перенесли в Аляты.
А железнодорожная ветка заасфальтирована.
Поэтому было принято решение сносить.
Печальные кадры. Фактически в режиме онлайн.
Знакомые сняли, то что происходит сейчас с мостом. Печальное зрелище.