Казалось бы, поведение человека не просто странно, но и непредсказуемо. Его нелегко оценить, и порой оно удивляет, поскольку является странным, чудаковатым и неестественным.
Наше приложение:
Разве не естественно, что получатель испытывает чувство благодарности и хочет, насколько это возможно и по силам, отплатить за оказанную помощь? А между тем все может быть как раз наоборот.
В книге Чудесные события и советы старца Порфирия записан такой ответ святого на вопрос вопрошавшего его человека: Как это бывает, что ты делаешь кому-то добро, а он не только не благодарен, но даже ищет, как бы тебе навредить?. Святой старец, хорошо знавший больной человеческий ум и глубины души, ответил, что это естественно. На удивление вопрошавшего он ответил:
Конечно, друг мой. Это естественно, потому что, пока вы живы, другой человек будет помнить о своем долге, и ему придется избавиться от вас, если вы хотите, чтобы долг ушел. То же самое происходило и со мной, когда человек, задолжавший мне деньги, пытался причинить мне зло и убрать с дороги. Это естественное поведение. Вот почему, когда люди делают какое-то добро, часто лучше, чтобы они делали это незаметно, чтобы другой человек не чувствовал себя обязанным. Он не будет знать, откуда взялось добро, и благодарность не сможет трансформироваться в мстительность, в зло, скажем так.
Естественное состояние неблагодарности и злопамятности, конечно, не является естественным, разве что в этом падшем мире. Но разве мир не лежит под властью лукавого?.
В конце концов, если мы знаем, насколько восприимчива и неустойчива человеческая природа, мы будем осторожны и защитим себя от разочарований и неожиданностей, которых мы не ожидали и не предполагали. И мы должны сохранять соразмерную, здоровую дистанцию, чтобы не испытывать излишнего шока, когда к нам применяется фраза Ни одно доброе дело не остается безнаказанным.
Какой родитель или духовник решит не посвящать себя своим детям ни по плоти, ни по духу, опасаясь, что они окажутся неблагодарными? Мы функционируем на основе здесь и сейчас, на основе текущих потребностей, но также и на основе любви, которая должна быть отдана без раздумий о себе.
Как бы мы ни были бдительны, нам не избежать боли, особенно тем из нас, кто отдавал себя, кто любил и жертвовал. Христос испытал эту боль от своих самых близких людей, но не отверг их, а, наоборот, дал им могущественную власть продолжать Его дело.
На протяжении жизни оказывается, что ценность ее заключается не в ее максимумах и минимумах, а в конце. В конце истории, когда Господь скажет последнее слово, мы узнаем причину всей боли, разочарований и неблагодарности, которые пришли оттуда, откуда мы меньше всего ожидали, и воскликнем от всего сердца: Спасибо, Господи.