Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как психологу развиваться осознанно и снизить процент уходов из работы

В начале пути всегда тяжело и много неопределенности, а опыта для уверенности еще не хватает. Преднамеренная практика - инструмент и опора, которые могут помочь начинающим психологам, которые хотят продолжить совершенствовать свои навыки после завершения обучения.

Любой, кто начинал частную практику, знает, что первые год или два проходят в напряжении. Практика растет медленно, и каждый месяц появляется всего один или два новых клиента (если не делать активную рекламу). Но это еще полбеды, трудность посерьезнее - это уход клиентов из работы или обрыв (дропаут). Новички формулируют это как "приходят на одну консультацию и пропадают", "работа внезапно прерывается", "клиент внезапно уходит в отпуск/заболевает и не возвращается".

Дропауты есть у всех, но мало кто любит об этом говорить. Это не зависит от подхода и даже целевой аудитории. Современное обучение в вузах и даже на курсах мало помогает - системе образования нужно время на раскачку, чтобы учесть новые запросы специалистов и включить в план.

Как же справиться?

  • Курсы, лекции и дополнительное обучение может дать знания (и уменьшить уверенность) - и порой даже некоторый опыт в учебных тройках, но не решает реальные трудности на сессиях.
  • Наблюдение за реальной работой обогащает представление, как действовать. но но опять же еще не переходит в дело.
  • Интервизия может дать новый взгляд и инструменты, но на ней нет возможности отрепетировать их применение.
  • Балинтовская группа снижает напряжение и позволяет справиться с переносом и контрпереносом.
  • Супервизия тоже не становится панацеей, потому что супервизор не имеет возможности посмотреть собственно навыки и конкретные действия психолога, а фокусируется на самом случае.

Таким образом, имеющиеся на данный момент формы развития психологов не позволяют повысить результат собственно работы и улучшить навыки.

Чего не хватает?

  1. повторяющейся отработки определенных навыков
  2. персонализированной обратной связи по результатам работы
  3. последующей оценки и совершенствования навыков

Именно это и стало основой для преднамеренной практики.

Термин преднамеренной практики введен К. Андерсом Эрикссоном и его коллегами в области науки об опыте (Ericsson, Krampe, & Tesch-Romer, 1993). Они сформулировали такое определение: “индивидуализированные тренировочные мероприятия, специально разработанные тренером или преподавателем для улучшения конкретных аспектов работы человека путем повторения и последовательного совершенствования” (Ericsson & Lehmann, 1996, с. 278-279).

Такой формат обучения распространяется по всем сферам - от музыки до спорта, шахмат и медицины (Ericsson & Pool, 2016). Скотт Миллер был первым психологом, кто инициировал его внедрение в психологию и психотерапию.

Трудности на пути преднамеренной практики

Наибольшие трудности осознанной практики заключаются в том, что она сложна и ресурсоемка, требует времени, а порой и денег. К сожалению, в нашей области в настоящее время не признаются, не вознаграждаются и не стимулируются значимые и постоянные усилия по развитию навыков. Таким образом, осознанная практика требует существенной внутренней мотивации для улучшения своего состояния. Большинство терапевтов приходят на работу из желания помогать другим; осознание этой цели может помочь обеспечить мотивацию для постоянной осознанной практики.

ВЫВОДЫ

Когда терапевт переходит от обучения к самостоятельной практике, происходит внезапный и резкий рост его самостоятельности. Это может быть захватывающим, но также сбивающим с толку или дезориентирующим. Психологи могут использовать принципы осознанной практики в качестве ориентира для своего развития в порой неспокойных условиях в начале карьеры и после нее.

Преднамеренная практика помогает научиться строить надежный альянс, повышать качество работы, снижать процент дропаутов и ускорять достижение результата.

Более подробно я описываю формат в следующих статьях:

9 принципов преднамеренной практики для психолога, чтобы стать лучше

Желаю вам качественного развития, благополучия и успехов в практике!

Автор: Ярощук Ирина Владимировна
Психолог, Клинический психолог Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru