Если смерть святых драгоценна и память праведников блаженна, то с какой еще большей похвалой мы должны хранить память святого из святых, через которого к ним пришла вся святость, - память Приснодевы Марии? Это мы и делаем, празднуя годовщину Ее святого успения или преставления, в котором Она, хотя и ниже ангелов, но несравненно превосходит ангелов и архангелов и все небесные силы близостью к Богу и теми чудесами, которые совершались и о которых писали с древних времен [...].
Наше приложение:
Ее смерть приносит жизнь: Она восходит на небо и в жизнь вечную, и память об этом - радостный праздник и всеобщее торжество, которое не только возобновляет память о чудесах Божией Матери, но и добавляет всеобщее и чрезвычайное собрание святых апостолов со всех концов мира для Ее святейшего погребения, с богодухновенными песнопениями и ангелами, стерегущими, сопровождающими и служащими Ей.
Апостолы предшествуют, следуют, поддерживают, противостоят, отталкивают, защищают и поддерживают всеми своими силами тех, кто прославляет животворящее и богоприемное тело, спасительное лекарство нашего рода, гордость всего творения.
Господь Саваоф и Сын Приснодевы незримо присутствует при этом и воздает Матери Своей погребальные почести. Ее богоносный дух отдан в Его руки, и через него ее тело, связанное с ним, вскоре будет перенесено в царство вечной и небесной жизни [...]. Только она, стоя между Богом и всем родом человеческим, сделала Бога Сыном Человеческим и всех людей детьми Божьими, превратив землю в небо и обожествив наш род. Только Она одна, из всех женщин, была Матерью Божией, по природе своей превышающей все естество. Она была царицей всего земного и потустороннего творения [...].
Теперь, когда Она имеет небеса как подобающее место обитания, как царство, к которому Она принадлежит, перенесенная туда сегодня с земли, Она стоит по правую руку Царя всех, одетая в одежды золотые и разноцветные, как говорит пророк (Пс. 44,11). Золотые одежды означают, что Она украшена всеми добродетелями. Потому что вместе со своим Сыном она одна занимает небесное царство в теле, прославленном Богом. Земля, могила и смерть фактически не могли долго удерживать ее животворящее и богоприемное тело, возлюбленную обитель неба и небес небес [...].
Для учеников доказательством ее воскресения из мертвых были оставленные в могиле покрывало и пелена, которые они нашли, когда пришли искать ее, как это уже случилось с ее Сыном и Господом. Ей не было нужды оставаться на земле на короткое время, как это сделал ее Сын и Бог, поэтому Она прямо из гроба вознеслась в небесное царство [...].
Своим вознесением Божия Матерь соединила нижнее с верхним и окутала все чудесами, так что, будучи, как мы уже говорили, немногим меньше ангелов, Она, вкусив смерть, увеличила превосходство Божией Матери над всем сущим [...]. Во все века и среди всех прекраснейших усопших только Она одна пребывает на небесах в Своем теле, вместе со Своим Сыном и Богом [...].
[Божия Матерь - средоточие всех милостей и полнота всех благодеяний, образ всякого блага и всякой доброты, ибо только Она одна была наделена всеми дарами Духа и, более того, только Она одна приняла в свое чрево странным образом Того, в Ком находятся все сокровища Божественных даров... Теперь, со смертью своей, она перешла отсюда в бессмертие и по справедливости была перенесена и обитает вместе со своим Сыном в небесных скиниях и оттуда наблюдает за нами и своими непрестанными молитвами к Нему просит Его милости ко всем нам.
Она гораздо ближе к Богу, чем все остальные, кто приближается к Нему, не только люди, но даже чины ангельские. Серафимы стояли вокруг него (Ис. 6, 2), а Давид говорит: Царица явилась одесную Тебя. Видите ли вы разницу в положении? Из этого также можно понять, чем она отличается по рангу. Потому что серафимы были вокруг Бога, но только царица была близка к Нему и, более того, стояла по правую руку от Него. Где Христос восседает на небесах, по правую руку от величия, там и Она стоит, теперь, когда Она вознеслась от земли на небо [...].
Кто не знает, что Богородица - это тот куст, который был в огне, но не сгорел? И щипцы, которыми Серафим взял уголь с алтаря, поскольку Она приняла божественный огонь, не обжегшись. Она - порог между сотворенной и несотворенной природой, и никто не мог прийти к Богу, если бы не был действительно озарен лучами этого поистине божественно яркого светильника [...].
Кто может любить Сына и Бога больше, чем Его Мать, которая не только родила Его как единственное дитя, но и сделала это без союза с мужчиной [...].
Именно через нее Он спустился к нам, явился и общался с людьми, тогда как раньше Он был невидим. Так и в будущем веке без конца всякий прогресс, всякое откровение тайн и всякое представление о духовных дарах будут невозможны без нее [...].
Божественная и ныне небесная Дева, как описать все Твои качества? Как прославить Тебя, сокровищницу славы? Одно лишь воспоминание о Тебе освящает тех, кто пользуется им.
Поэтому передай дары Твои людям, Владычица, избавь нас от бед, преобразуй все к лучшему силою Твоею, благодатью Твоею... дабы мы прославляли предвечное Слово, воплотившееся через Тебя, вместе с безначальным Отцом и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.