«Родник для жаждущих» – украинский сюрреалистический фильм, снятый в 1966 году, который не сразу вышел на большой экран. Картина стала дебютной для Юрия Ильенко и самой нашумевшей. В трагической и метаморфической ленте описывается разрушение рода, гибель экологии его обитания.
Для многих критиков «Родник для жаждущих» стал лучшей украинской картиной. Фильм, состоящий из пяти частей – это своеобразная бессловесная притча, в которой режиссёр изобретательно минимизировал использование звука. Как создавалась картина и почему она оказалась под запретом? Сегодня поговорим о съёмках скандального украинского кино.
Выход на большие экраны спустя 11 лет после съёмок
Съёмки картины закончились в 1966 году, но показывать в кинотеатрах её запретила Украинская Коммунистическая Партия. Своё решение политики объяснили тем, что из-за неопытности режиссёра фильм пропитан идейными извращениями. В итоге картину забраковали, а затраты в размере 268 000 рублей списали в убыток.
Этого оказалось мало, и компартия приказала уничтожить все копии ленты, однако Юрий Ильенко всё же сохранил одну копию своего детища. Прошли годы, и влияние коммунистов ослабло, что дало возможность скандальному фильму выйти на экраны кинотеатров. Спустя 11 лет картина наконец-то нашла своего зрителя, премьера состоялась в запорожском киноклубе «Восхождение».
О чём картина
«Родник для жаждущих» – это метаморфическое, символическое и аллегорическое повествование со многими темами, главная из которых непростая жизнь Левка Сердюка. Односельчане откровенно смеются над его заботой о колодце, из которого пьют воду все местные жители. Потомки, озабоченные своими делами, не упоминают ни об отце, ни о могиле матери.
Старик буквально живёт воспоминаниями и мыслями: о том, как его близкие покинули родной дом, о смерти сына-солдата, о том, как современный безжалостный мир вторгается в сельскую жизнь, лишая людей первобытной чистоты своей идентичности. Левко вызывает детей из города в родное село, но чувствует их душевную удалённость и не знает, как это исправить.
Изменения в сценарии
Операторская работа в картине «Тени забытых предков» позволила Юрию Ильенко войти в мир большого кино уже в роли режиссёра. В качестве сценария была выбрана дипломная работа Ивана Драча, определённая им как «современная кинопритча». При этом он увидел в ней множество, персонажей, то как они взаимодействуют, поэтому термин притча в данном случае уместно заменить выражением «поэтическое видение сельской местности».
Таким образом, режиссёр изменил жанр, добавил в картину реализм, притчевую символику и метафоры. Как признается сам Юрий Ильенко, когда Иван Драч увидел, как перекроили его сценарий, он был в небольшом шоке. Но ознакомившись более детально с правками режиссёра, автор сценария согласился, что они лишь сделают фильм лучше.
Что говорят критики
Критики хвалят картину за простоту, чёрно-белую кинематографию и её композицию, а также новаторский минималистичный звук. В это же время отмечают, что фильм предназначен «не для всех». Так американский журнал TV Guide оценил ленту Ильенко на 3,5 звезды из четырёх.
«Родник для жаждущих» – это абстрактное визуальное произведение и не для рядового кинозрителя, однако является колоссальным сокровищем для тех, кто ценит величественную силу простоты. Это обычная аллегория об абсолютности человеческой жажды». Кадры Юрия Ильенко также просты и их сила может теряться для современной аудитории, привыкшей к высокотехнологичным спецэффектам», – обзор фильма американским журналом.
«Режиссёрский дебют Юрия Ильенко (оператора прекрасных «Теней забытых предков») это тот фильм, который смогло бы принять большинство современных зрителей. Местами он мне показался довольно медленным, несмотря на остро интересную чёрно-белую кинематографию и звукорежиссуру. Отмечу также массу поразительных эпизодов и технические преимущества», – поделился впечатлениями о картине Адам Кук в своём блоге Concise Cinema.
Милютенко не успел сняться в последнем эпизоде
«Родник для жаждущих» посвящен памяти Дмитрия Емельяновича Милютенко, который ушёл из жизни в период съёмок фильма в столице Узбекистана. Актёр не успел сняться в последней сцене. Когда Дмитрию Емельяновичу стало плохо, его к больнице несли на руках члены съёмочной группы, так как не было автомобиля. Врачи поставили диагноз инфаркт.
Лечение длилось целый месяц, в течение которого актёра навещали коллеги, и обычные люди из села, где снималась лента. Ослабленный организм не смог восстановиться после приступа, и 25 января 1966 года артист скончался на руках своей супруги Натальи Яковлевной. Уход из жизни Дмитрия Емельяновича стал настоящим потрясением для всего съёмочного коллектива, но легендарный актёр продолжает жить в своём творчестве.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще