Найти в Дзене
AXXCID

Искусственные льдины и раскалённые доспехи: как снимался фильм «Александр Невский»

«Александр Невский» – советская художественная историческая кинолента о древнерусском князе, который одолел рыцарей Ливонского ордена 5 апреля 1242 года. Картина входит в число лучших работ режиссёра Сергея Эйзенштейна, а среди исторических фильмов ей трудно найти достойных конкурентов. На больших экранах «Александр Невский» появился 1 декабря 1938 года и сразу получил всенародную любовь. Труд Сергея Эйзенштейна был отмечен почётными государственными наградами – Сталинской премией и орденом Ленина. Практически вся съёмочная группа во главе с Эйзенштейном участвовала и в постановке исторического фильма «Иван Грозный». Хитрости съёмочного процесса Съёмки фильмов в 1930-х годах – процесс длительный и нелёгкий. Но Эйзенштейну удалось отснять и смонтировать все сцены всего за 6 месяцев. Съёмки битвы на замёрзшем Чудском озере проводились как ни странно в летний период. Озеро, скованное льдом, было удачно имитировано обычным асфальтом. Чтобы асфальт стал походить на лёд, на него нанесли жидк
Оглавление

«Александр Невский» – советская художественная историческая кинолента о древнерусском князе, который одолел рыцарей Ливонского ордена 5 апреля 1242 года. Картина входит в число лучших работ режиссёра Сергея Эйзенштейна, а среди исторических фильмов ей трудно найти достойных конкурентов.

Искусственные льдины и раскалённые доспехи: как снимался фильм «Александр Невский»
Искусственные льдины и раскалённые доспехи: как снимался фильм «Александр Невский»

На больших экранах «Александр Невский» появился 1 декабря 1938 года и сразу получил всенародную любовь. Труд Сергея Эйзенштейна был отмечен почётными государственными наградами – Сталинской премией и орденом Ленина. Практически вся съёмочная группа во главе с Эйзенштейном участвовала и в постановке исторического фильма «Иван Грозный».

Хитрости съёмочного процесса

Съёмки фильмов в 1930-х годах – процесс длительный и нелёгкий. Но Эйзенштейну удалось отснять и смонтировать все сцены всего за 6 месяцев. Съёмки битвы на замёрзшем Чудском озере проводились как ни странно в летний период. Озеро, скованное льдом, было удачно имитировано обычным асфальтом.

Кадр из фильма «Александр Невский»
Кадр из фильма «Александр Невский»

Чтобы асфальт стал походить на лёд, на него нанесли жидкое стекло, и присыпали крошкой из мела и соли. Льдины были сконструированы из фанеры, которую щедро залили белой краской. Искусственные льдины плавали в небольшом пруду, который специально был сделан для этой сцены. Получилось очень даже правдоподобно, учитывая технологии 30-х годов.

Если лёд и был бутафорным, то рыцарские доспехи были настоящими – неудобными и тяжёлыми. Солнечные лучи буквально раскаляли металлические латы и шлемы, от чего у некоторых актёров были даже ожоги на теле. Грим также проигрывал схватку с невыносимой жарой, из-за пота его приходилось постоянно поправлять.

Кадр из фильма «Александр Невский»
Кадр из фильма «Александр Невский»

В картине Эйзенштейна, несмотря на масштабные и жестокие сражения, крови очень мало. Битва походила больше на сказочную, чем на настоящую. И это не киноляп, такова была задумка режиссёра. Он не хотел, чтобы после просмотра его картины зрители излучали агрессию.

Новаторские идеи

Сергей Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн

Во время съёмок картины режиссёр использовал новаторские идеи. Техника вертикального монтажа была впервые применена именно Сергеем Эйзенштейном. Данный приём подразумевает неразрывную связь музыкального сопровождения с визуальной частью фильма. Стоит вспомнить и сотрудничество великого режиссёра с композитором Сергеем Прокофьевым. Написанная им музыка для «Александра Невского» – мировое культурное наследие.

Съёмки картины проходили в период между Первой и Второй мировыми войнами, в ней Эйзенштейн смог продемонстрировать всему мировому сообществу силу великой Руси. Кинолента «Александр Невский» – это уникальное творение советского кинематографа, которая смогла заполучить уважение международного культурного сообщества.

Название могло быть другим

Сценарий к картине Эйзенштейну помогал писать Пётр Павленко. В результате совместной переработки от первоначального варианта практически ничего не осталось. Фильм даже мог иначе называться, режиссёр склонялся к более лаконичному названию «Русь», но после долгих раздумий решил оставить всё как есть. Образ князя в ленте показан условно и обусловлен общими чертами, поэтому его нельзя назвать стопроцентной исторической достоверностью.

Афиша фильма «Александр Невский»
Афиша фильма «Александр Невский»

Режиссёр хотел, чтобы на экране была не банальная биография Александра Невского, а своеобразная киноверсия жития святого. Эйзенштейн ловко смог совместить исторические ретроспективы с христианскими мотивами. Режиссёр намерено не показал в своём фильме все характеристики князя. Перед зрителем предстал святой и правильный человек – пример для всего русского народа.

Детализация доспехов и оружия

Внешний облик воинов прорабатывался Эйзенштейном до мелочей. Например, прототипом средневековых шлемов стала красноармейская будёновка, а оружие создавали, изучая летописи. В ножнах воинов ХIII столетия, как правило, находились мечи романского типа. Они не так нарядно и богато выглядели как каролингские и были стальными.

Кадр из фильма «Александр Невский»
Кадр из фильма «Александр Невский»

Романским мечом можно не только рубить, но и колоть. В процессе изготовления такие клинки обязательно закаляли, что придавало им высокую прочность при небольшой массе. Это очень важная характеристика, если учитывать суммарный вес доспехов. Конечно же, на съёмочной площадке клинки не несли угрозу актёрам, но на экране они превращались в смертельное оружие.

Дружная съёмочная группа

Эйзенштейн при выборе актёров даже не проводил кастинг, поскольку свой список артистов он создавал по мере написания сценария. Главная роль досталась Николаю Черкасову, популярность которого была обусловлена съёмками в таких картинах как «Дети капитана Гранта» и «Пётр Первый». Богатыря Василия Буслая замечательно сыграл народный артист Советского Союза Николай Охлопков, а Гаврилом Олексичем стал Андрей Абрикосов.

Эдуард Тиссэ
Эдуард Тиссэ

Вся съёмочная группа состояла из высочайших профессионалов. Гримёры, актёры и операторы трудились в дружественной атмосфере. Отдельного внимания заслуживает оператор Эдуард Тиссэ, использовавший динамическую съёмку батальных эпизодов. Этот приём позволил создать иллюзию нахождения зрителя в фильме.

→ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Рекомендуем также:

От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще