Облик современной студии немыслим без такого специализированного оборудования как студийная стойка. При этом многообразие форм, конструкций и назначений этого, на первый взгляд, незатейливого фотоаксессуара может повергнуть в шок начинающего студийного фотографа. В этой статье мы предлагаем вам разобраться в конструкции, видах и назначении основных классов современных специализированных студийных стоек.
Начнем, пожалуй, с самой низкой стойки, так называемой лягушки. Стойкой эта тренога называется больше по традиции. Дело в том, что она даже не имеет центральной телескопической стойки. Стандартный студийный палец для монтажа студийного оборудования закреплен непосредственно на самой треноге. Такой вариант стойки является незаменимым помощником фотографа в студии, особенно в случаях:
- установки отражателя у поверхности пола.
По конструкции «лягушки» могут быть стационарными, выполненными из стали, или иметь облегченную алюминиевую конструкцию для выездных съемок. Также встречаются варианты с возможностью установки центральной телескопической штанги, что фактически превращает «лягушку» в обычную стандартную стойку для света. Такой особенностью конструкции обычно обладают стационарные треноги из серии C-STAND.
Следующий класс стоек, заслуживающий отдельного упоминания, — ROLLER. Это тяжелые и очень мощные стационарные стальные стойки компактной конструкции, штатно оборудованные колесами с фиксацией. Как правило, роллеры — это низкие стойки, даже в разложенном состоянии они имеют максимальную высоту от 1,5 до 2 метров, но бывают и исключения. Основное назначение:
- установка столиков для ноутбуков,
- установка тяжелых фрост-рам,
- установка дополнительных держателей для аксессуаров, декораций и объектов съемки.
Благодаря особой конструкции ног даже высокий роллер может быть придвинут штангой вплотную к съемочному или просветному столу.
C-STAND — тяжелая студийная стойка универсального назначения, ее особенность заключается в уникальной конструкции ног, позволяющих:
- произвольно изменять высоту установки одной из ног, а также угол между ногами (позволяет надежно устанавливать стенд на ступеньках или наклонных плоскостях),
- складывать стойку в одной плоскости, при этом стойка будет иметь толщину, равную ее центральной штанге (очень компактно при перевозке в транспорте)
Еще один вид стоек, без которых не может обойтись ни одна серьезная рентовая студия, — это WIND-UP стойки. Исключительно мощные и грузоподъемные высокие стойки из стали, оборудованные силовой лебедкой для подъема (выдвижения) верхних секций центральной колонны. Основное их назначение — подъем тяжелого оборудования на большую высоту: тяжелых перекладин, огромных фрост-рам, огромных октобоксов и параболических рефлекторов, мощных прожекторов и элементов декораций. Некоторые особо крупные экземпляры WIND-UP стоек оборудованы литыми алюминиевыми ступеньками для гафферов, ведь при их высоте дотянуться до ручки лебедки с пола бывает достаточно сложно.
Наверно, одна из самых незаменимых универсальных тяжелых стальных стоек — STAND-BOOM. Их уникальность в специальном механизме, позволяющем «преломлять» центральную колонну и превращать ее в «журавль». Другими словами, эти стойки можно использовать и как просто тяжелыестальные стойки для тяжелого оборудования, и одновременно как достаточно компактные и в то же время мощные «журавли». Особенно актуально такое решение для компактных, небольших залов. Даже не задействованный и максимально сложенный журавль занимает достаточно много рабочего пространства на съемочной площадке (если говорить о мощных стальных конструкциях для рентных студий). В случае использовании стоек STAND-BOOM такой проблемы не возникает, ведь в сложенном состоянии она используется как штатная стойка для света. Особенно эффективно такое решение, когда при сложной постановке света в течении одной съемки возникает необходимость в периодическом использовании не одного, а двух или даже трех «журавлей».
И в завершении статьи еще пару слов о студийных «журавлях». Как известно - это незаменимый вид стойки, позволяющий поднять осветительное оборудование над моделью без помех в кадре. И современный ассортимент таких стоек огромен, но мы разберем три основных категории, наиболее востребованные фотографами:
- настенные «журавли» с балансирным пружинным механизмом,
- классические стальные «журавли» для рентных студий,
- «журавли» со встроенным механизмом управления.
Настенные журавли - AUTOBOOM (например, как Manfrotto Autoboom 254B). Исключительно полезное оборудование, особенно для компактных съемочных площадок, а, самое главное, очень удобное. Этот «журавль» представляет из себя раздвижную поворотную балку с креплением к стене. Кроме того, для удобства он оборудован специальным настраиваемым пружинным балансиром, позволяющим компенсировать вес установленного на «журавль» оборудования, что очень удобно при съемках.
Классические стальные «журавли» для студий — это основной класс подобных стоек, как правило, они выполнены с расчетом на большую нагрузку, так как должны свободно поднимать студийный прибор даже с двухметровым октобоксом на рабочую высоту 3-4 метра. Классическая конструкция такой стойки подразумевает наличие значительного по своей массе противовеса на противоположном конце поперечной балки (балка журавля обычно называется - BOOM).
Также многие модели комплектуются перекладинами с системой механического управления положением установленного на нее осветительного прибора (например, как у Manfrotto 025B Superboom). Это удобно, так как часто прибор на такой конструкции может быть поднят на высоту 4-5 метров, а обратная сторона балки с ручками управления может находиться достаточно низко от пола.
А как часто вы сталкиваетесь с незнакомым для вас студийным оборудованием?
Используете ли вы тяжелые стальные стойки в своих съемках?
© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2024 г.