Эпоха атомных ледоколов
В предыдущих публикациях на портале GoArctic я уже начал рассказ об отечественных полярных судах, отражённых на почтовых марках, конвертах, карточках, открытках, штемпелях спецгашений. Но в конце 50-х годов прошлого века началась новая эра в истории покорения и изучения Арктики — эпоха атомных ледоколов, которые сыграли выдающуюся роль в освоении Северного Ледовитого океана и Северного морского пути. Нигде в мире не было (и до сих пор нет) судов подобного типа. Наш атомный ледокольный флот — уникальный и единственный в мире.
А началась эта эпоха благодаря стараниям сотен ученых и специалистов, целых научных и производственных коллективов. Но имя одного человека все-таки стоит в этой плеяде первым. Это — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, основатель, начальник и главный конструктор нижегородского Опытного конструкторского бюро машиностроения Игорь Иванович Африкантов (1916−1969). Именно он создал ядерный реактор для первого в мире советского атомного ледокола «Ленин». Только вот имя Игоря Курчатова, как основателя советской ядерной энергетики, знают почти все, а Игоря Африкантова, к сожалению, — лишь единицы.
«Ленин»
Атомный ледокол «Ленин» — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой, построенное в СССР для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации в Северном Ледовитом океане. Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 в 1953−1955 годах. Главным конструктором стал известный кораблестроитель, будущий Герой Социалистического Труда Владимир Иванович Неганов (1899−1978). Атомная установка проектировалась под руководством уже упоминавшегося Игоря Ивановича Африкантова. Научным руководителем работ был назначен академик, будущий президент АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда Анатолий Петрович Александров (1903−1994).
Судно было заложено летом 1956 года на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде. Более 500 предприятий Советского Союза создавали специально для атомохода 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования.
Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, но ядерная энергетическая установка смонтирована только в 1958−1959 годах. 3 декабря 1959 года «Ленин» был сдан Министерству морского флота и введен в эксплуатацию. Это было внушительное судно водоизмещением 16 тыс. тонн, длиной 134 м и шириной 28 м, со скоростью хода 18 узлов.
Первым капитаном атомного ледокола «Ленин» стал полярный мореплаватель Павел Акимович Пономарёв (1896−1973). Он работал в Арктике с 1928 года. Участвовал в разработке проекта атомохода «Ленин», на который 1 марта 1957 года и был назначен капитаном.
Следующим капитаном атомохода «Ленин» 4 ноября 1961 года стал будущий Герой Социалистического Труда Борис Макарович Соколов (1927−2001). В 1961 г. его экипаж выполнил сложнейшую задачу — прошёл в район тяжёлых льдов в Чукотском море, доставил на паковую льдину экспедицию и построил дрейфующую полярную станцию «Северный полюс — 10». Всего на капитанском мостике «Ленина» Б.М. Соколов провёл во льдах более 2 000 судов. При его участии сформировалось большинство специалистов атомного ледокольного флота СССР.
Среди тех, кто успешно возглавлял атомоход «Ленин», — арктический капитан Юрий Сергееевич Кучиев (1919−2005). В Арктике он работал с 1944-го, в 1964−1971 годах был капитаном атомного ледокола «Ленин».
Первоначально на ледоколе установили три ядерных реактора типа ОК-150. В 1970 году их заменили на два реактора ОК-900. Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. За всё время эксплуатации он прошёл 654 тыс. миль, из них во льдах — 563,6 тыс. миль. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить сроки навигации. За время работы «Ленин» провёл 3740 судов. 10 апреля 1974 года корабль за свои успехи и достижения был награждён орденом, также носящим имя Ленина.
Ледокол «Ленин» проработал 30 лет, и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.
Атомный ледокол «Ленин» — несомненный лидер по присутствию в отечественной филателии. Почтовые марки, конверты, карточки, спецгашения, посвящённые первенцу атомного флота, могут составить солидную отдельную коллекцию. Их — несколько сотен. Вот ещё два примера такой филателистической популярности.
«Арктика»
Следующим советским атомным ледоколом стала «Арктика» — головной корабль серии проекта 10520. Он был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен на воду 26 декабря 1972 года. В эксплуатацию был принят 25 апреля 1975 года. Водоизмещение «Арктики» составляло уже 23 тыс. тонн, длина — 148 м, ширина — 30 м. Она имела два ядерных реактора ОК-900А и скорость хода 18,6 узлов. Судно этого класса могло пробивать лед толщиной до 2,8 м на постоянной скорости.
Ещё в 1971 году первым капитаном строящегося атомного ледокола «Арктика» был назначен уже знакомый нам Ю.С. Кучиев. Именно под его командованием 17 августа 1977 года новый атомоход первым в мире в надводном плавании достиг Северного полюса. Акция была посвящена 60-летию Великого Октября. Во время этого похода «Арктику» в воде, под толстым слоем льда, «на всякий случай» сопровождала советская торпедная атомная подводная лодка проекта 671 «Ерш» с оперативно-тактическим номером К-438. Тогда об этом знали только Ю.Б. Кучиев и ещё четверо.
В географической точке Северного полюса Юрий Сергеевич установил флаг СССР, в воду был опущен памятный вымпел. А члены экспедиции протоптали по снегу символический круг вокруг полюса. За этот поход Кучиев был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Интересен и такой факт: после смерти руководителя страны Л.И. Брежнева по постановлению ЦК КПСС «Арктика» с конца 1982-го до 1986 года носила имя «Леонид Брежнев» и лишь затем вернула прежнее.
Ледокол «Арктика» участвовал ещё во многих славных экспедициях. Он прошел во льдах более миллиона морских миль, в 1983 году спасал караван судов, безнадежно застрявших во льдах. А в 1999 году целый год провел в море, ни разу не заходя в порт. В 2004 году ледокол «Арктика» проводил научно-экспедиционное судно «Академик Фёдоров», с борта которого была высажена дрейфующая станция «Северный полюс — 33». Но срок эксплуатации судна подошел к концу, в 2008 году ядерный реактор был остановлен. В 2011 году экипаж с ледокола снят, судно выведено в «холодный» отстой в ожидании утилизации.
С технической точки зрения ледокол оказался настолько удачным, что по тому же проекту было построено еще пять атомоходов: «Сибирь» (1977), «Россия» (1985), «Советский Союз» (1990), «Ямал» (1993), «50 лет Победы» (2007).
Преемником «Арктики» стал атомный ледокол с таким же названием «Арктика» класса ЛК-60Я проекта 22220 — первый из новых типов российских атомных ледоколов. Он был заложен на верфи «Балтийский завод» 5 ноября 2013 года. Спущен на воду 16 июня 2016 года. Поднятие флага и передача его в эксплуатацию ФГУП «Атомфлот» произошли 21 октября 2020 года.
Параметры новой «Арктики»: водоизмещение — 27 тыс. тонн, длина — 173 м, ширина — 34 м. Судно рассчитано на преодоление ровного льда толщиной 2,8−2,9 м с устойчивой скоростью. Является двухосадочным ледоколом: при глубокой осадке способен проламывать толстые океанские льды, при мелкой — работать в руслах рек. Главными задачами этих ледоколов являются обслуживание Северного морского пути (проводка судов и целых караванов) и сопровождение различных экспедиций в Арктику. Судно оборудовано двумя ядерными энергетическими установками с реакторами РИТМ 20.
«Сибирь»
Вторым советским атомным ледоколом проекта 10520 типа «Арктика» стала «Сибирь», также построенная на Балтийском заводе в Ленинграде. Принята в эксплуатацию 28 декабря 1977 года. Параметры судна практически совпадают с первой «Арктикой». Первым капитаном «Сибири» с 1976 года был почётный полярник Валерий Константинович Кочетков (1924−1996).
Весной 1978 года атомным ледоколом «Сибирь» и ледоколом «Капитан Сорокин» впервые была осуществлена круглогодичная навигация на линии Мурманск — Дудинка.
25 мая 1987 года, в 15 часов 59 минут по московскому времени, ледокол «Сибирь» вышел в географическую точку Северного полюса, спустя десять лет повторив прежнее достижение «Арктики». Руководителем экспедиции был Артур Чилингаров, капитаном ледокола — Зигфрид Вибах. Во время плавания была также эвакуирована дрейфующая научная станция «Северный полюс — 27», а позже в море Лаптевых высажена новая — «Северный полюс — 29».
С 1993 года ледокол «Сибирь» был законсервирован, а в 2023 году утилизирован.
И вновь история с «Арктикой» повторилась почти в деталях. Преемником «Сибири» стал атомный ледокол с таким же названием класса ЛК-60Я проекта 22220 — теперь уже первый серийный. Его параметры полностью совпадали с новой «Арктикой». Новая «Сибирь» была заложена на Балтийском заводе 26 мая 2015 года. Спуск на воду состоялся 22 сентября 2017 года. Атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 официально вошёл в состав ФГУП «Атомфлот» 25 января 2022 года. И уже успел появиться на почтовой марке.
«Россия»
Четвертый советский атомный ледокол «Россия» чуть усовершенствованного проекта 10521 был заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Спущен на воду 2 ноября 1983 года, принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года.
По параметрам он мало отличается от своих «сестер» — первых «Арктики» и «Сибири». Единственное, пожалуй, отличие состоит в том, что на нем впервые была установлена система пневмоомыва, которая позволяет предотвратить обледенения подводной части корпуса.
Первым капитаном «России» стал Герой Социалистического Труда Анатолий Алексеевич Ламехов (1931−2020), до этого водивший «Арктику» (а точнее — «Леонида Брежнева»). Он простоял на капитанском мостике атомохода «Россия» четверть века, с 1984-го по 2009 год. В 1990 году, под командованием А.А. Ламехова, атомный ледокол «Россия», совершил первый в мире коммерческий рейс на Северный полюс с иностранными туристами.
В 2007 году атомоход обеспечил исследование континентального шельфа России на Северном полюсе с использованием глубоководных аппаратов «Мир» с борта судна «Академик Фёдоров». В 2011 году «Россия» отправилась из Мурманска на Северный полюс с членами экспедиции «Арктика-2011» на борту.
В 2013 году ледокол «Россия» был выведен из состава флота, в настоящее время он находится в отстое и готовится к утилизации.
Продолжение следует.
***
Автор: Аркадий Романов, специально для GoArctic