В теории менеджмента изучение стилей управления - одна из важных тем. Актуальность данной темы в настоящее время обусловлена особенностями информационного общества. Например, при общей доступности информации и снижении уровня приватности, авторитарный стиль в классическом смысле (всю деятельность коллектива определяет воля руководителя) не используется. В зависимости от поставленных задач и для решения конкретных проблем может быть одним и тем же руководителем использовано несколько стилей одновременно или по очереди. Возникают гибкие модели управления коллективом. Сам руководитель, который желает работать эффективно, находится в постоянном поиске оптимальных вариантов сочетания стилей управления.
Выбранный вариант метафорично можно представить как музыкальный разноцветный фонтан: вроде бы фонтан, но особенный!))
Чек-лист демократического (коллегиального)стиля управления:
- предоставление подчиненным самостоятельности согласно их квалификации и выполняемым функциям;
- вовлечение подчиненных в управление организацией: анализ и оценка работы, постановка целей организации, подготовка и принятие решений, улучшение условий труда и др.;
- создание комфортных для работы сотрудников условий (забота об их потребностях);
- объективная оценка вклада сотрудников в общее дело организации;
- уважительное отношение к подчиненным.
Чек-лист руководителя демократического (коллегиального)стиля управления:
- лично занимается только наиболее сложными и важными делами;
- конструктивно реагирует на критику;
- коллегиально решает сложные вопросы: прислушивается к мнению коллег, не обесценивает значимые предложения и принимает их для реализации;
- несет персональную ответственность за свои решения и ошибки подчиненных (если они были);
- если необходимо, смело идет на рассчитанный риск;
- все свои решения, которые реализует, может аргументировать;
- уверен, что в процессе обсуждения можно найти оптимальное решение;
- не привержен стереотипам и ориентируется на ситуацию, возможности коллектива и т.п.;
- хорошо разбирается в сильных и слабых сторонах своих подчиненных;
- постоянно информирует коллектив о состоянии дел в организации/отделе и т.п.;
- культивирует вовлеченность сотрудников в управление функционировнием и развитием организации;
- развивает у подчиненных ответственность, уважение и чувство доверия;
- умело использует другие стили управления в дополнение к демократическому, если есть необходимость (например, в критической ситуации).
Вывод: руководитель демократического стиля управления обладает реальной действенной властью, которая базируется на авторитете и личностно-профессиональной компетентности в менеджменте и профессиональной сфере.