Решила написать статью про дизартрию, так как в моей практике сейчас примерно 90% детей с дизартрией. Родители часто просят объяснить этот термин простым языком, чтобы было понятно. Эта тема очень объемная, и на моей логопедической диагностике, которая длится 50-60 мин., просто не хватает времени на это. Эта статья для родителей моих маленьких клиентов. Надеюсь, что она внесет ясность и ответит на вопросы: «Что такое дизартрия?» и «Почему у моего ребенка дизартрия?»
Начну с научного определения. Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи.
А теперь, попробую объяснить подробно и своими словами:
1. Как дизартрия проявляется внешне (тело)?
Варианты: обвисшие щеки, постоянно приоткрытый рот или сжатые напряженные губы. Гиперсаливация (чрезмерное количество слюны, она может вытекать изо рта, хлюпать во рту). Моторная неловкость (трудно пройти по мостику, поймать мяч, попрыгать на одной ноге и на двух ногах, потопать и похлопать в ладоши одновременно и др.). Трудно научиться кататься на самокате, велосипеде, роликах, лыжах, коньках. Дети не могут завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнию. Мышечная слабость, вялость или чрезмерное напряжение. Не получается правильно держать карандаш, недостаточная сила нажима или карандаши ломаются от сильного давления. Дыхание прерывистое, учащенное, с укороченным выдохом, неумение сморкаться. Гиперкинезы (непроизвольные, насильственные, иногда вычурные движения мышц языка, лица). Ходьба на цыпочках.
2. Как дизартрия проявляется в речи?
Варианты: речь малопонятная, неразборчивая, смазанная. Отсутствие, замены, искажение звуков (количество звуков зависит от степени дизартрии). Носовой оттенок голоса (гнусавость). Очень быстрая речь или медленная, растянутая. Хриплый, осипший голос. Говорит очень громко или тихо. Не сформировано речевое дыхание, речь взахлеб. Запинки, паузы в речи.
3. Особенности в эмоционально-волевой сфере и поведении ребенка при дизартрии.
Варианты: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная гиперактивность. Заторможенность, застенчивость, робость. Склонность к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная возбудимость, плаксивость, капризность. Быстрая утомляемость, истощаемость психических процессов. Слабая мотивация. Трудности в установлении контактов со сверстниками и взрослыми. Агрессия, реакции протеста по отношению к окружающим.
4. Какие же механизмы вызывают дизартрию?
Дизартрия всегда вызвана органическим поражением нервной системы. Это могут быть внутриутробные нарушения, отразившиеся на развитии ребенка, асфиксии и родовые травмы, гемолитические болезни новорожденных, нейроинфекции. Дизартрия формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата. Связь органов речи с центральной нервной системой ухудшается, и ребенок испытывает трудности в правильном произношении звуков.
Представим мозг на примере сложной электрической сети, где очень много разных проводов разного цвета. Каждый провод отвечает за свою функцию, но также взаимодействует и с другими функциями. Все они зависят друг от друга, это единая электрическая цепь. Если случается сбой (повреждение) одного проводка, начинает тормозить вся система.
В коре головного мозга находятся клетки Беца, которые дают начало пирамидному пути, от каждой пирамидной клетки отходят длинные аксоны. Аксоны доходят до периферических мотонейронов продолговатого мозга, дальше начинается периферический нервный путь, по которому двигательные импульсы от коры доставляются к органам артикуляции и иннервируют их. Представим, что при гипоксии повредилось ядро центральной нервной клетки или какой-то участок пути, тогда периферический мотонейрон начинает без контроля коры посылать импульсы к органам артикуляции, и когда импульсов становится слишком много, то мышечный тонус повышается (гипертонус). Если повредился периферический мотонейрон, то иннервация не проходит, мышечный тонус будет понижен (гипотонус). Чаще встречается смешанная симптоматика, при которой повреждаются и центральные и периферические нервные клетки. Соответственно, мышечный тонус будет смешанный (например, в большей части языка повышен тонус, а в кончике языка понижен).
Вот и получается результат недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата. Ребенок просто не может контролировать свой артикуляционный аппарат или его часть.
Дизартрия может быть легкой (минимальные дизартрические расстройства), средней (речь понятна всем, но выражено нарушение звуков и просодики), выраженной (речь понятна только матери) и тяжелой (анартрия – отсутствие членораздельной речи) степени.
Сроки и качество коррекции дизартрии зависят:
- от степени дизартрии (см. выше);
- от сочетания с другими нарушениями. Например, дизартрия + ЗПР, дизартрия + нарушение интеллектуального развития, дизартрия + расстройство аутистического спектра, дизартрия + синдром дефицита внимания и гиперактивности, дизартрия + нарушение внимания и памяти, дизартрия + нарушение поведения;
- от понимания данного нарушения родителями и их ответственности перед ребенком;
- от мотивации ребенка;
- от профессионального уровня специалистов, которые работают с данным нарушением.
Ответ на вопрос «Что делать?» - на личной консультации, так как каждому ребенку нужен свой индивидуальный коррекционный маршрут.
Подписывайтесь на мою группу ВК: