"Красный принц" просил называть его Ваше Высочество
Принц Садет Тяо Супханувонг родился 12 июля 1912 г. в Луангпрабанге. Родственник королевской семьи, сводный брат Пхетсарата и Суванна Фумы, Суфанувонг, умный и трудолюбивый, получил блестящее образование.
Среднюю школу закончил в лицее Альберта Сарро в Ханое и лицее Сен Луи в Париже, диплом о высшем образовании получил в 25 лет, окончив техникум мостостроения и дорожного строительства.
Вернувшись в Индокитай, устроился инженером по инфраструктуре в Департамент общественных работ в Нячанге, Вьетнам, проработав там с 1939 по 1945 год.
Женился на вьетнамке, которая оказала на него огромное влияние в его политической ориентации, вырастил десять сыновей, некоторые из которых учились в Пекине и Москве.
Достигнув вершины карьеры как президента Нео Лао Хаксат (Патриотического фронта Лаоса), созданного в 1950 г., он тесно связан с историей этого движения. Работая с вьетнамскими коммунистами с двадцатилетнего возраста, принц полностью прокоммунистический, антиамериканский и антифранцузский деятель.
За последние годы западные наблюдатели полагают, что его влияние на Фронт могло упасть; власть, как сообщается, переходит в руки более молодых военных и политических лидеров, в частности, Нухаку Пхумсавану и Кейсону Фомвихану. Более того, похоже, что коммунисты Северного Вьетнама испытывают к особам королевских кровей как таковым не больше доверия и симпатий, чем коммунисты других стран.
Принц Суфанувонг, как говорят западные дипломаты, общавшиеся с ним, очень полезен коммунистам. Но он остается обидчивым аристократом: он настаивает на том, чтобы к нему обращались с титулом Ваше Высочество. Титулы, безусловно являются политическим активом в Лаосе, но, по иронии судьбы, чем больше успехов у Суфанувонга, тем меньше у него шансов сохранить свои регалии[1].
А вот обоснование, которое обычно выдвигается для объяснения его политических предпочтений на левом фланге:
Когда он вернулся из Парижа в 1938 году в качестве инженера-строителя (он был блестящим студентом), правительство ему платило меньше, чем его однокурснику- французу, за выполнение той же работы. Имея другие свидетельства проявления колониализма и ущемления привилегий среди окружавших его экспатриантов, личный опыт всё-таки повлиял на его убеждения больше всего. Кроме того, Суфанувонг был в тесных отношениях с французскими коммунистами. Он работал с ними в доках Гавра и в антифашистском Народном фронте[2].
А вот другие свидетельства о его личности со слов Уилфреда Берчетта[3] - Эдгара Сноу от Индокитая - который впервые встретил принца в его штаб-квартире, спрятанной глубоко в джунглях во время битвы при Дьен Бьен Фу:
Суфанувонг небольшого роста, но крепкого телосложения. Его лицо с высокими скулами и широким лбом производит впечатление необычайной силы, ума и жизненной энергии. Как и у большинства его соотечественников, у него угольно-черные глаза. Он самовыражается с большой энергией и демонстрирует силу характера, проявляющейся в его личности, которая подчеркивается даже тогда, когда он говорит. Он владеет прямолинейным и уверенным языком технаря, который не склонен тратить времени на политесы. С таким явлением мы часто встречаемся в Азии среди прогрессивных личностей из феодальных классов[4].
Прибыв в страну, принц, видя наиболее эффективное средство борьбы, если заниматься организацией масс, создал областные комитеты Тхакхека и Саваннахета. И именно в долине Меконга он набрал своих лучших соратников. Принц героически сражался в боях при Тхакхеке в 1946 году. Раненый, он спасся, переплыв Меконг.
С 1945 по 1949 гг. он был министром обороны и министром иностранных дел Лао Итсала и в том же году был изгнан в Бангкок вместе с другими членами движения.
Столкнувшись с провалом «маки́», которыми он руководил в 1947 г., и желая ужесточить борьбу за счет более тесного союза с Вьетминем, Суфанувонг вступил в открытый конфликт со своими товарищами из Итсала.
В конечном итоге 16 июня 1949 г. он был единодушно отстранен от всех своих должностей членами правительства указанного движения - за пять месяцев до его роспуска 24 октября 1949 года. Принц, похоже, не слишком пострадал от этого решения. Спустя некоторое время он просто присоединился к рядовым борцам сопротивления вместе с несколькими преданными ему людьми.
В 1950 г. он организовал «Правительство сопротивления Патет Лао» в Туенгкуанге, Северный Вьетнам. Вскоре он поселился в Сиенг Кхо, на лаосской территории, недалеко от вьетнамской границы.
Мы видим его в 1951 г. делегатом Патет Лао на первом съезде партии Лао данг (Партия трудящихся Вьетнама). В 1953 г. во время массового вторжения Вьетминя в Лаос Суфанувонг триумфально вступил в Самныа и Пхонгсали. Юридическое существование его движения было впервые признано королевским правительством - под давлением Пьера Мендес-Франса - на Женевской конференции по урегулированию индокитайской проблемы в 1954 году. Совсем иначе обстоит дело с принцем Сиануком и его движением Кхмер Иссарак.
После труднейших переговоров с 1954 по 1957 гг., в соответствии с женевскими соглашениями в целях национальной интеграции принц наконец-то получает пост министра общественных работ в первом правительстве национального единства под председательством его брата Суванна Фумы. Однако медовый месяц продлился недолго; принц, будучи в то время избранным депутатом от Вьентьяна, был арестован вместе с большинством лидеров Патет Лао в 1959 г. правительством Фуи Сананикона. Но при активном соучастии тюремных надзирателей он и 15 его сокамерников сбежали в ночь с 24 на 25 мая и предприняли «долгий марш» в сторону партизанских баз в Самныа.
После Женевских соглашений 1962 г., Суфанувонг вернулся во второе правительство национального единства, опять же под председательством его брата в качестве одновременно вице-премьера и министра экономики и планирования. К сожалению, это правительство было распущено после убийства известного нейтралиста Кхиним Фолсена в апреле 1963 года.
После этого события все лидеры левого движения во второй раз вернулись в зону своего влияния, поскольку они осознавали, что их безопасность в столице не была в достаточной степени обеспечена. И это всего лишь один признак, необходимо отметить, той самой скрытой конфронтации между силами, которая ни на миг не прекращалась.
В сентябре 1964 г. Суфанувонг принимал участие в трёхсторонней конференции в местечке Ла Селле Сен-Клу, Франция, по урегулированию лаосской проблемы. К сожалению, это снова оказалось безрезультатным. Никакого соглашения достигнуто не было после раунда бессмысленных переговоров.
Однако его контакты с Вьентьяном ни разу не прерывались.
С 23 по 20 мая 1971 г. Суфанувонг совершил первый официальный визит в ДРВ. По этому случаю, чтобы отдать должное принцу, премьер-министр Фам Ван Донг заявил следующее:
Мы тепло приветствуем почитаемого лидера различных лаосских этнических групп, символа великого союза и воли в борьбе лаосского народа и большого друга вьетнамского народа[5].
Монгкхон-Катай Сасорит. - "Политические силы и политическая
жизнь в Лаосе". - Парижский университет Сорбонны, 1973
[1] `Статьи и документы`. - № 0.1336 от 8 января 1963 г.
[2] Там же
[3] Австралийский журналист, сторонник войны сопротивления вьетнамского народа против французов и американцев (прим. переводчика)
[4] У. Берчетт.- `En remontant le Mékong / Верх по Меконгу. – Ханой, `Красная река`, 1957 г., с. 270
[5] Газета `Ле Монд`. – 1 июня 1971 г.