Лютый май нынешнего года огорчил жителей Башкирии. В детсадах, школах и больницах люди сидели в одежде. Метеорологи пишут, что такого холода не было 48 лет. Вишни, сливы и яблок не будет. Все цветы вымерзли, пчелки спрятались.
В результате население начало использовать газовые конфорки, электроотопители и электроодеяла. Последние — дешевые китайские изделия — горели, приводя к травмам и смерти. Вот лишь несколько цифр, опубликованных федеральным и региональным управлениями МЧС. Из-за электроодеял и обогревателей зафиксированы более 5,5 тысячи пожаров — в 3,7 раза больше, чем в 2022 году. В Башкирии с начала года случилось 728 пожаров, 69 из-за неисправности электрооборудования. В пяти случаях люди отравились угарным газом, включив для обогрева конфорки. Весь кислород выгорел, и потерпевшие продолжили дышать газом.
Холод не отступал, и в соцсетях пошли требования включить отопление. Но по словам коммунальщиков, после того, как его выключили, началась подготовка к следующему отопительному сезону, ремонт, продувка и замена задвижек. А это значит, что трубы разгерметизированы.
Вот так. Из-за того, что плата за тепло «размазана» на восемь месяцев, включая лютый май, суммы в платежках получились бы космическими.
Потому что, как заявляет Министерство ЖКХ Башкирии, в 38 процентах многоэтажек абоненты платят по нормативу, то есть суммы там уже приличные – по 4, 6, 8 тысяч рублей в месяц (сообщили мои подписчики). Все потому, что в этих домах нет общедомовых приборов учета. Обычно плата из-за этого выше на 25-30 процентов.
Однако почему же тогда в Татышлинском и Мечетлинском районах местные власти взяли и установили дату завершения отопительного сезона 15 мая. А в Уфе ведется теплоснабжение 39 социальных объектов и еще нескольких – в Белорецке.
Получается, там местные власти нарушили жилищное законодательство?
Нет, по словам юристов, если более пяти дней среднесуточная температура менее восьми градусов, то отопительный сезон должен продолжиться. Никаких уточнений по времени года и датам подключения в законодательных актах нет.
Вместе с тем есть у коммунальщиков такое понятие, как «техническая возможность». В связи с нею отключать и быстро подключать большие массивы многоэтажек не представляется возможным. Подключить можно, если при доме есть своя миниатюрная котельная. В этом случае жильцы идут с письмом к местному главе и просят продлить им отопительный сезон, показав соответствующе решение общего собрания и техдокументацию.
Но это опять же хлопоты.
Вся проблема в том, что процесс отказа от крупных централизованных котелен в Башкирии завершен не полностью. Во многих дома не установлены общедомовые приборы учета. Застройщики даже умудряются сдавать новые дома без ОПУ, перекладывая покупку этого оборудования на жильцов, а цена вопроса, между прочим, 500-700 тысяч рублей. Такое случилось, например, в микрорайоне Чулпан-2 в Туймазах. Там из семи сданных домов ОПУ установлен только в одном. Жильцы платят по нормативу уже семь лет. Застройщик обязан был по закону установить приборы, но зачем, если обязать его это сделать очень сложно. Надо собираться, нанимать адвоката, подавать в суд, скидываться в общую кассу и т. д.
Что же делать?
Покупать масляные отечественные сертифицированные отопители. Их выпускают у нас бывшие оборонные заводы. Обогревающие вентиляторы лучше брать белорусские и российские. Там контроль качества выше, такое оборудование в случае неисправности можно вернуть. А вот сделанный на коленке китайский отопитель в Поднебесную не отправишь.