Найти тему

Взгляд из глубины веков. История гибели Алтайцев в древности

Амыр-Сана не получил войска в свое непосредственное управление, как он сам того желал, потому что главной целью Эдигер-Каана были захват и подчинение Ойротского государства. Каким бы расчетливым и осторожным человеком ни был Амыр-Сана, никакого иного выхода из расставленной перед ним ловушки не было. Формально Эдигер-Каан поставил его во главе войска, но фактически, находясь под неусыпным надзором цинских генералов, Амыр-Сана в данной ситуации оказался в роли пленника и заложника. А для того, чтобы Ойроты Телеҥгиты не поднялись против войск, ему было дано разрешение выйти в поход под славным и древним белым ойротским знаменем – Цаган тук. Для народа, уставшего от нескончаемой войны и смуты, это знамя светилось обманной надеждой восстановления в Ойротской державе.
Исстрадавшись за долгие годы военного лихолетья и надеясь на обретение мира и спокойствия, народ с радостью встречал Амыр-Сану, хотя тот и пришел во главе цинского войска. Табачы предпринял попытку убежать к Кÿнкер-Каану в мусульманские владения и попутно нашел временное убежище у подвластного ему и, как будто бы, преданного уйгурского князя. Последний, однако, желая получить большое вознаграждение, в нарушение древних степных законов выдал своего владыку Табачы маньчжурам. Таким образом, ойротский правитель был схвачен. Цинские генералы немедленно отправили его в Пекин для суда и последующей казни. Однако, по прибытии в Хан-Балык (нынешний Пекин) он был помилован и обласкан императором, и до конца своей жизни оставался в Китае в роли почетного пленника. Но со свержением Табачы, война далеко не закончилась.
За три месяца без всякого сопротивления захватив Ойротское государство, Эдигер-Каан раскрыл воочию свои истинные намерения. Восстановление ойротского государства в его планы не входило. Маньчжурская армия Эдигер-Каана продолжила грабить и убивать местных жителей. Завоеватели, не медля, начали вводить среди ойротов свои порядки, попирая письменность и веру Алтайцев навязывая цинские законы, календарь и письменность. Амыр-Сане не разрешали пользоваться своей печатью, издавать указы-ярлыки, действовать, как суверенному правителю. Здесь уже и знати, да и простому народу все стало ясно. Развалить страну и поделить её на четыре части – вот что было основным замыслом администрации Цинского Китая. Амыр-Сане в этих планах отводилась скромная роль удельного хана у дöрбöтöв. И Амыр-Сана восстал против Эдигер-Каана, ратуя за свободу и независимость последней Тюркского ханства. Маньчжурские полководцы, которые стояли во главе войска, были убиты. Он призвал весь народ восстать на героическую, смертную борьбу с захватчиками. Так началась вторая, заключительная часть трагедии.
Услышав о том, что ойроты восстали под началом Амыр-Саны, Цяньлун пришел в ярость. Он приказал без всякой пощады искоренить поголовно все население Ойротии. И снова, как темный лес, собралось маньчжурское войско и с двух сторон начало окружать Ойротию, на одного ойротского воина приходилось пять врагов. Зиму 1755-56 гг. Амыр-Сана встретил в междуречье Или и Боротала, в прежнем центре – Ставке ойротских владений. Ослабший и измученный народ, братья по оружию, старые соратники и прежние противники, в конце концов, все те, в ком еще пламенели сердца патриотов и ревнителей независимости Ойротского Отечества, провозгласили Амыр-Сану Ойрот-Кааном, но было уже поздно. Дни ойротского государства были сочтены. Несмотря на отчаянное положение, Амыр-Сана на протяжении долгой зимы пытался собрать и объединить для борьбы с захватчиками всех, кого мог. Помимо коренных ойротов он призвал на борьбу местных найманских и керейских солтонов, бурут-кыргызских биев, уйгурских беков и алтайско-телеутских зайсанов, кочевавших в горах Алтая близ русских границ. С приходом ранней весны Эдиер-Каан Цяньлун бросил на «умиротворение» ойротов свое отборное войско. Основную часть армии завоевателей составляли мобилизованные чахары и халхасы во главе с переметнувшимися к Цинам ойротскими князьями Хадахой и Дарданом, которые предали свой народ. Впоследствии их заменили маньчжурские князья Чжао Хой и Юн Чень. Как бы отчаянно ни сражался ойротский народ, обессиленный в прежних битвах, он уже не мог противостоять огромной армии врага. Враги начали приводить в исполнение приказ Эдиер-Каана, не щадя ни младенцев, ни стариков. Поэтому все те, кто еще держался на ногах, бежали на северо-запад в Ара-Сибирь, в приграничье Русского государства. Но в это время беженцев начали преследовать и убивать разбойничьи шайки из степных кочевий. Напрасными оказались на сей раз надежды Амыр-Саны на помощь родича Аблая. Как говорят в народе: «братское нутро протухло». Алчные степные солтоны, поддавшись на увещевания Эдиер-Каана, начали громить ойротские кочевья по Семиречью и левому берегу Кан-Эртöша.
Перед тем, как совершить решительный бросок на Ойротию, Эдиер-Каан принял меры, чтобы не допустить Телеҥгитского-Казахского сотрудничества. Он ввел в заблуждение казахских владетелей среднего жуза, посулив им богатые просторные земли Ойротии Алтая в награду за лояльность. На Алтае известно множество историй. Среди них такие истории, как «Сööктÿ тайга», «Аргымак», Все они повествуют о трагических событиях этого периода.
Тела павших Телеҥгитов лежали вповалку как черневая тайга после урагана, кровь людская лилась рекой. Названия многих гор и рек на Алтае связаны именно с этими сражениями. Река Кан, гора Чече, Сööктÿ-Тайга, Киши-Башы, Сайдыс, Кырышкан, Бичиктÿ-Кайа, Корогон – повсюду в этих местах, всех названий и не перечесть, происходили битвы, лилась кровь народных героев.
Цинский отряд во главе с Эр-Чадаком, перевалив Сайлÿкемский проход, спустился с вершины Чуй-Башы, с тем чтобы завернуть уходящие на север группы алтайских родов.
Цинские историки сами особо отмечали, что армия Эдиер-Каана истребила в течение этой военной компании до миллиона жителей. Со стороны русские и мусульманские источники так же подтверждают этот факт. Позднейшие собственно китайские историки согласились с этими расчетами. В предании «Зачин родословной Чöбöлöка» так и говорится: «алтан тÿймен теленгет». Один тÿймен это 10 тысяч человек. Представьте, алтан тÿймен – это 600 тысяч человек. Алтайский народ в Ойротскую эпоху называли «теленгутами». Алтайским улусом в административно территориальном смысле мы нарекли себя после принятия российского подданства в тот страшный век, когда земля Алтая спасла наших предков от полного истребления.
Цинский историк Вэй Юань писал так: «В Джунгарии (Ойротии) было несколько сот тысяч семей… Четыре десятых погибли от черной болезни (тифа), две десятых сбежали в земли русских и казахов, три десятых погибли от рук великой армии». Таким образом, в ойротских землях в живых осталась только одна десятая часть населения.
В опубликованном в 1954 г. в Пекине «Учебнике истории Китая от древних времен до настоящего времени» говорится так: «Это победа была достигнута в результате беспощадной резни населения олётов (ойротов) телеҥгитов».
Последний нареченный Ойрот-Каан – Амыр-Сана, не успев взойти на престол в условиях военного времени, в августе 1757 года перешел русскую границу и вошел в Семипалатинскую крепость. Но сопротивление продолжалось еще два года даже без верховного правителя и полководца. Телеҥгиты Ойраты до последнего сражались. Уцелевшие в горных долинах и ущельях восточной части Алтая Телеҥгиты еще в течение ста с лишним лет оборонялись и сражались с врагами, которые регулярно нападали, пользуясь неопределенностью русско-китайских границ. Примерно к середине 1759 года Ойротское государство окончательно перестало существовать на политической карте Азии меж двух империй России и Китая.
Не лишне напомнить, что в истории человечества редко встречались случаи уничтожения целого народа. Но с падением Ойротского государства в центре Азии была стерта с лица земли история 2 стран, да так, что даже имени ее не осталось. Единый прежде Телеҥгитский и Ойротский народ был уничтожен, его уцелевшие осколки рассеяны по бескрайним просторам между хребтами Тибета, Тяньшаня и Алтая.
Таким образом, маньчжурская армия впервые появилась у юго-восточных пределов Алтая в 1753-54 годах в то время, когда Амыр-Санаа и Табачы воевали друг с другом. Армия Эдиер-Каана планировала подчинить алтайских урянхаев, синих сойонов, тöлöс-теленгитов и байат-дöрбöтов, которые жили в восточной части Алтая, на территории современной Западной Монголии. Поскольку Цинская армия в те времена состояла из представителей разных народов и племен, по большей части из халхасов и чахаров, которыми руководили маньчжурские генералы, то в алтайских исторических преданиях все захватчики скопом называются не «манди» – маньчжуры, а «монголы», «монгольское воинство». Если же быть точным, то это была именно маньчжурская армия, потому что в те времена Северная и Южная Монголия не являлась самостоятельным государством. Даже сам китайский народ находился под властью завоевателей-инородцев – маньчжуров Эдиер-Каана, не говоря уже о монголах.
Армия Эдиер-Каана напала на Восточный Алтай, захватывая кочевья алтайских урянхаев сойонского роду-племени и обещая, в случае подчинения, оставить их, как и встарь, на своих исконных праотеческих землях. Но местные народы, проживающие по соседству с халха-монголами, знали, в каком угнетенном положении они окажутся, и сопротивлялись до последнего. Вскоре после того, как вести о сопротивлении дошли до Эдиер-Каана, вышел печально известный императорский указ от 10 февраля 1754 г., суть которого сводилась к следующему: «Не покорившихся ойротов гнать с Алтая долой!»
Узнав об этом, наши предки, жившие внутри Алтая, начали откочевывать в глубины гор, в тайгу и готовиться к обороне и смертельной борьбе против захватчиков. Так, например, тööлöсы, объединились с желтыми сойоҥами из Кемчика, перешли вверх по долине Ак-Чолушпа выше истоков Алтын-Кöл на расстояние примерно 65 верст и создали два укрепленных лагеря. Сведения об их перемещениях доходили из разных источников до русских пограничных властей. Тем не менее, значительную часть алтайцев маньчжуры захватили в плен и переправили в земли халха-монголов, а то и в глубинные территории Китая. Из исторического предания майманов мы узнаем, что именно в этот период сыновей Солтона взяли в плен и увели в пределы Западной Монголии. Подробное описание подобных эпизодов содержится в донесении коменданта Селенгинского острога Якоби правительству от 12 января 1755 г. Администрации Аба-Туринского острога в начале 1755 года стало известно, что на границах Алтая с той стороны стоит 100 тысячная Цинская армия. Решающий поход планировался на месяц Большой Жары – июль 1755 года. Маньчжуры рассчитывали подчинить отоки алтайских зайсанов в долинах Кана, Урсула и в среднем течении Катуни, в долине Оймона, на Бухтарме и в Чуйской степи.
Алтайский народ героически поднялся на борьбу против врагов. Но для успешного сопротивления было мало сил и оружия, и иных материальных ресурсов. Ратуя за судьбу народа, алтайские зайсаны собирали всех живых и объединяли в партизанские отряды, строили укрытия, сооружали на узких проходах-боомах каменные ловушки-ябаки и сидели в засаде, поджидая и отпугивая врагов. Выдающиеся участники этой борьбы – именитые мужи-воины, известные богатыри, акы-зайсаны, простые люди, даже женщины и девушки мальчики 13 14 лет встали на борьбу за свою независимость– в большинстве своем не оставили письменных свидетельств о своих подвигах, но их имена навеки остались в исторических сказаниях, в сердцах, в сознании нашего народа. Важно то, что современное поколение начало припоминать и воспевать имена героев. Потомки доблестных воинов продолжают рассказывать истории об их подвигах. Как бы храбро ни сражались наши предки, соотношение сил было далеко не равным, и удержать движение армии завоевателей вниз по течению Эн-Эртиша, Эре-Чуи, Кан-Катуни мы не смогли.
Под угрозой полного исчезновения, окруженные со всех сторон врагами, наши предки приняли решение искать помощи у России. Так вначале девятнадцать зайсанов собрали совет и написали письмо к царскому правительству с просьбой о принятии их в русское подданство. Этот документ был передан 15 декабря 1755 г. начальнику Кузнецко-Колыванской пограничной линии полковнику Де Гарриге. Весной 4 марта 1756 г. в Бийск с этой же просьбой вновь обратились алтайские послы. Благодаря тому, что письмо с просьбой о вступлении в российское подданство отправляли за разом раз, становится ясно, насколько остро алтайцы осознавали смертную угрозу, надвигающуюся на них с юго-востока. Когда Алтайцы входили в состав России. Осталось всего не более зо тысяч человек. Но за чем империя цзинь уничтожила именно моих предков? Это уже совсем другая история