"… мы говорим не о фактах, мы говорим о той прозрачной истине характеров, чувств, событий на каком-то совершенно другом уровне". (Дина Рубина)
« Ну ты и игрушечник, папа…»,-фраза моего младшего брата: «Игрушечник» в смысле – актёр. Дело в том, что в детстве наши взрослые развлекали нас, детей, без телевизоров и мультиков. Мы с братом любили домашний кукольный и театр теней. Актёрами были наши близкие, иногда и мы сами. Ведущим актёром был наш отец. Он обладал даром перевоплощения, и мог говорить за всех персонажей пьесы сразу. Часто эта игра плавно перетекала в реальную жизнь. Если мы начинали баловаться нас утихомиривал голос волка или голос медведя, объяснявшего, что пора спать и почему сон полезен. За столом тоже иногда разыгрывались целые спектакли с участием лесных жителей, например о том, как полезна тыквенная каша. Все персонажи от зайца до медведя игрались одним актёром – папой.
Вспоминается прекрасное приключение длиной почти в месяц. Я перешла в 9 класс, брат – в 6-й. Отец взял нас в «кругосветное путешествие». Из Грозного во Владикавказ автобусом, далее по военно-грузинской дороге через Крестовый перевал в Тбилиси, частично пешком, частично попутками. Из столицы солнечной Грузии в Батуми поездом, из Батуми в Сочи теплоходом «Россия»
Незабываемые впечатления от всего путешествия, а от морского особенно. У нас были палубные места, рядом с бассейном и концертной площадкой, но мы бы не променяли их даже на каюту "люкс". В Сочи задержались, это город, где родилась моя мама, и в нём жили её родные. Из Сочи самолётом обратно в Грозный.
Во всё время путешествия с нами обязательно присутствовал кто-то призрачно четвёртый. В Осетии это была тётушка Марха, которая объясняла нам, что розовую водичку, что подавали с хинкали не пьют, там моют руки, после того как съедят эти большие мешочки из теста с фаршем… Что хинкали не съедают полностью, тот хвостик из теста, за который берутся руками, оставляют на тарелке...
По дороге в Тбилиси Марха перерождалась в проводника Гиви, который вообще не реагировал на скулёж типа:«Ну пап, мы устали…» и без устали рассказывал о строительстве военно-грузинской дороги, о Багратионе, о царице Тамаре, об обычаях гор…
в это время он откликался только на имя Гиви, как и во Владикавказе только на имя Марха, В Тбилиси на имя Бадри, в Батуми – Самвелл...
Удивительно как он не забывал вымышленные истории и биографии своих персонажей, иногда хотелось его подловить, «случайно» перепутав события из жизни одного героя с другим… Но он был великим «игрушечником» и всегда переспрашивал: «Это вы о чём, я такого не помню», или что-то в этом роде… Эта была замечательная игра. И знаете, что скажу : такие «игрушечники» делают нашу жизнь ярче и интереснее.
Иногда я думаю, как правы те психологи, которые говорят, что девочки из хороших семей выбирают себе спутников жизни, похожих на отца. Не специально выбирают, а на уровне подкорки. И бывают несчастны, если не встретят хоть чем-то похожего на него в своей жизни.
Конечно важно не перепутать реалии, и не искать всю жизнь двойника отца (это невозможно), но я думаю, если всё-таки такая встреча состоится, это будет счастьем девочки-женщины.