Найти тему
Разноцветные грани

Трамваи в живописи авангарда начала XX века

Сейчас, в XXI веке, во многих городах ликвидируют электрический общественный транспорт — трамваи и троллейбусы. Мотивы и обоснования при этом, в основном, сводятся к тому, что такой транспорт нерентабелен, требует прокладки специальных путей, контактной сети и т.п., и большие затраты не окупаются.

А вот в начале XX века трамвай считался прогрессивным видом транспорта, за которым будущее, и даже своеобразным символом скорости, движения, изменений. Трамваи постепенно становились привычным явлением, неотъемлемой частью крупных городов, поэтому неудивительно, что они стали появляться и на живописных полотнах. В основном, на картинах авангардистов, стремившихся противопоставить академическому искусству новое, направленное в будущее, связанное со стремительно изменяющейся жизнью.

На первом плане представленной ниже картины Михаила Ларионова, написанной в стиле примитивизма, мы видим едущий по рельсам трамвай. Но здесь же, на изображённой городской улице, присутствует и гужевой транспорт — лошади, управляемые извозчиками.

Михаил Ларионов. Трамвай. Городская улица. 1911 г. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, г. Уфа
Михаил Ларионов. Трамвай. Городская улица. 1911 г. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, г. Уфа

Стоит упомянуть тот факт, что авангардная художественная выставка, проходившая в 1915 году в зале Общества поощрения художеств в Петрограде, называлась "Трамвай В"(трамвай вэ).

И на упомянутой выставке были среди прочих представлены картины, связанные с трамваями: "Дама на остановке трамвая" Казимира Малевича и "Пожар в городе" Ольги Розановой.

Казимир Малевич. Дама на остановке трамвая. 1913 г. Холст, масло. 88 x 88 см. Городской музей Стеделек, г. Амстердам, Нидерланды
Казимир Малевич. Дама на остановке трамвая. 1913 г. Холст, масло. 88 x 88 см. Городской музей Стеделек, г. Амстердам, Нидерланды

Поэтесса, чей псевдонимом Улекса фон Лу, написала стихи о картине Малевича.

Рельсы и шпалы, от них - дома лестницы
и лабиринты подъездно-квартирные,
в буйной фантазии этой Малевича
краски и формы стреляют мортирами.

двери и окна - все ребрами, гранями,
в звоне трамвайном  - и ноты будильников,
несостыковки, сомнения, крайности
и аромат чая (может быть, "Дильмаха"?)

Звоны и стуки колес - так идет трамвай,
дом потянулся, уже пробуждается,
все цвета-звуки начнут новый день ваять,
небо прикрыло дом нежными дланями...

Дама у дома стоит и волнуется,
в улице утренней вся растворяется,
и от волнения мысли - как нулики,
Координатная сетка теряется.

Утро звенит голосами трамвайными,
утро бредет в сапогах и галошиках,
дама хранит что-то нежное, тайное,
прыгнуть готова в трамвай серой кошкою...

"Дама на остановке трамвая" написана в стиле кубофутуризма. В картине пространство и время коренным образом преображаются, распадаясь на отдельные части-фрагменты, которые потом причудливым образом складываются, образуя своеобразный ребус. Для меня загадкой остаётся, где же здесь дама. Я вижу лицо мужчины в шляпе-котелке, табличку (видимо, с номерами трамваев), но даму найти или мысленно сложить из кусочков-фрагментов затрудняюсь...

Любопытен факт, что на разных выставках картина фигурировала под разными названиями. На одной она была представлена просто "Дама", на другой — "Дама в трамвае". То есть, и эта вариативность названия говорит о неопределённости положения героини (на остановке или в трамвае). Зритель может представить как ту, так и другую возможность, и мы имеем некое раздвоение ситуации.

Ольга Розанова. Пожар в городе. 1914 г. Холст, масло. 88 х 70 см, Елецкий городской краеведческий музей
Ольга Розанова. Пожар в городе. 1914 г. Холст, масло. 88 х 70 см, Елецкий городской краеведческий музей

"Пожар — один из устойчивых образов катастрофического обновления мира. Этот образ неоднократно возникает в программных текстах Маринетти, говорящего о необходимости очистительного пожарища. Картина Ольги Розановой «Пожар в городе» (1914) также связана с мифологемой обновления через катастрофу", — пишет искусствовед Екатерина Бобринская.
А сквозь пожарище и разрушения мчится трамвай.

Михаил Иванович Меньков (1885– 1926 гг.) был последователем Малевича, являлся автором  двух манифестов (1915,1919 гг.), в которых призывал к эмоциональному восприятию живописи. В его картине "Трамвай № 6" пространство расщепляется, формы сдвигаются. Неизменной осталась лишь табличка "Не высовываться", и это предупреждение вносит в произведение, посвящённое техническому прогрессу, комическую нотку.

М.И. Меньков. Трамвай № 6. 1914 г. Самарский областной художественный музей
М.И. Меньков. Трамвай № 6. 1914 г. Самарский областной художественный музей

Картина Александра Богомазова (1880 — 1930 гг.) — видного представителя и теоретика украинского и мирового художественного авангарда — тоже написана в 1914 году.

А.К. Богомазов. Трамвай. 1914 г.  Холст, масло. 142×74 см. Частная коллекция
А.К. Богомазов. Трамвай. 1914 г. Холст, масло. 142×74 см. Частная коллекция

На картине изображена улица Киева, города, в котором художник прожил большую часть жизни. Несущийся трамвай, спещащие люди — стремительный круговорот будничной повседневности.

Пять картин разных художников. Эти картины написаны в разных стилях. Но все их объединяет время — они написаны в период 1911 — 19114 гг. И трамвай как символ технического прогресса и ускоряющегося ритма жизни.

Жизнь течёт очень быстро, и часто времени не хватает. Но если у вас найдётся свободная минутка, и захочется окунуться в прекрасное, почитать что-нибудь об изобразительном искусстве, могу рекомендовать для реализации этого желания свои любимые каналы.

Живопись. Фотография.

Заметки Художника