В нашей истории нет такого понятия как битва за Белоруссию. Хотя, мне кажется, так же, как например, освобождение Правобережной Украины, вполне можно рассматривать отдельно и освобождение Белоруссии. В обоих случаях мы видим совокупность операций различного уровня (армейских, фронтовых, стратегических) на определённой территории.
Я понимаю, что в советский период целые группы операций старались не рассматривать как одно целое. Причина понятна, если рассматривать полностью, например, Ржевскую битву, то мы увидим не самую лучшую картину, а если выбирать только отдельные эпизоды, то всегда можно выбрать такие, которые показать в позитивном ключе.
Боевые действия в Белоруссии на отдельных этапах как раз очень напоминают именно Ржевскую битву, тем более, что и участники те же, и местность такая же, и ход боёв очень схож, только перенесён на несколько сот километров к западу.
Понятно, что столь продолжительное и масштабное сражение будет состоять из отдельных операций. Я бы даже сказал, не из операций, а нескольких направлений, по которым уже происходили отдельные операции. Давайте попробуем их рассмотреть.
Началом освобождения Белоруссии следует считать октябрь 1943 года, когда в ходе наступательных операций, после битвы на Курской Дуге, три наших фронта — Центральный, Западный и Калининский, вошли на территорию оккупированной Белорусской ССР. Собственно, фронтов было четыре, но Брянский сразу после наступления расформировали, передав его войска фронту Центральному. Тем самым фронт Рокоссовского, который перед этим передал две свои левофланговые армии — 60-ю и 13-ю, Воронежскому (далее 1-му Украинскому) фронту, существенно сдвинулся.
Давайте начнём с Рокоссовского. В ходе предыдущего наступления его войска продвинулись на огромное расстояние, но, если до этого они встречали весьма разрозненное сопротивления — на немецкой карте так мало войск, что не совсем понятно, кто вообще сражался, то выйдя к Гомелю они встретили подготовленную оборону. Это была Линия «Пантеры», часть того самого «Восточного вала», на который так уповал Гитлер.
Новое наступление Центрального фронта 20 октября предусматривало не меньший размах, чем предыдущее. Уже к первой декаде ноября войска должны были овладеть Минском, до этого освободив Бобруйск и ряд других городов. К сожалению, нашим войска удалось лишь форсировать реку Сож, а затем Днепр на небольшом участке на нашем левом фланге. Освободить Гомель не смогли. Эта операция не имеет названия, но вполне могла бы называться Сожско-Днепровской. Хотя по первоначальному замыслу название должна была быть Бобруйско-Минской.
К сожалению, и следующее наступление, целью которого был Бобруйск, закончилось огромными потерями, хотя всё-таки освободили Речицу и Гомель. А посему оно известно, как Гомельско-Речицкая операция. При этом немцы в декабре провели своё контрнаступление — операцию «Николаус», показав, что ещё способны на чувствительные удары.
Ещё известна Калинковичско-Мозырская операция войск Рокоссовского в январе 1944 года, которая тоже ставила целью наступления Бобруйск. Также и наступление в феврале, известное под названием Рогачёвско-Жлобинской наступательной операции, на планах стрелками упиралось в Бобруйск. Но все эти планы так и не были осуществлены.
Кроме направления Бобруйск — Минск, войска Рокоссовского в марте предпринимали наступление на Могилёв, но также без результата.
Хотя в описаниях этих операций и указано про разгром каких-то немецких войск и уничтожение каких-то дивизий, немцам каждый раз удавалось отойти на новый рубеж и занять там оборону. И нашим войскам приходилось снова штурмовать немецкие позиции, причём это был уже не тот «Восточный вал», который преодолели как раз довольно быстро. При том, что у немцев было значительно меньше сил, наши потери были порой на порядок выше их. Войска быстро теряли наступательную способность, платя буквально за каждый метр тысячами раненых и убитых. Всего с 1 октября 1943 года по 1 июня 1944 года Центральный, затем Белорусский, затем 1-й Белорусский фронт потерял 555 347 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
Что касается двух других фронтов, то их главной целью был Витебск, который в основном (линия разграничения фронтов менялась) был как раз на стыке Западного и Калининского фронта. Также Западный фронт вёл наступление на Оршу, тогда как целью Калининского фронта был ещё Полоцк.
Задачу взять Витебск ещё до 10 октября была поставлена перед войсками Ерёменко, но справится не смогли. Началось всё удачно, наши войска сходу взяли Невель и готовились наступать на Идрицу и Полоцк. Эта операция именуется официально Невельской.
Но надо учитывать, что Невельская — это лишь армейская операция 3-й ударной армии, в рамках общего наступления Калининского фронта. Войска должны были ещё взять и Городок, а затем Витебск.
Однако, силы войск были исчерпаны большими потерями, потому все успехи освобождением Невеля и закончились.
Затем последовала Городокская операция, как развитие Невельской. Поскольку в ходе предыдущего наступления сложилась удачная для нас конфигурация фронта, то было решено встречным ударом срезать Городокский выступ, окружив уничтожив находившиеся там войска, овладеть городом Городок и далее наступать на Витебск. На Витебск также с других направлений наступали войска 1-го Прибалтийского и Западного фронтов. Выступ срезать удалось и Городок освободили, но окружить немцев не удалось — отступили. До Витебска так и не дошли.
Наши войска до конца марта ещё несколько пытались наступать с целью овладеть Витебском, но не смогли этого сделать. Сам город уже был практически в полуокружении, наши войска стояли с трёх сторон.
Кроме того, войска Западного фронта с октября по декабрь 1943 года провели четыре наступательных операций в направлении на Оршу, но все безуспешно. В дальнейшем также были попытки наступать на Могилёв, но тоже без результатов.
Всего, в ходе этих боевых действий 1-й Прибалтийский (ранее Калининский) и 3-й Белорусский (ранее Западный) потеряли по не совсем полным данным 729194 человека.
Ещё одна операция, которую надо упомянуть — Полесская наступательная, формально к Белоруссии отношения не имеет. Так как дело было под Ковелем, то есть на Украине. Но учитывая, что целью специально созданного для этой операции 2-го Белорусского фронта было овладеть городом Брест, об этом наступлении нельзя не упомянуть. Однако, поскольку до Белоруссии так и не дошли, то и говорить особо не о чём.
Вот так, за восемь месяцев и ценой более чем миллиона убитых и раненых, была освобождена небольшая часть белорусской земли и сформировала та линия фронта, которая нам известная по операции «Багратион».
Дальше последовало наступление целых четырёх фронтов, остатки группы «Центр» не выдержали, хотя за счёт переброски значительных сил, командование Вермахта смогло не довести до полной катастрофы — фронт всё-таки не рухнул.
У наших войск в рамках операции «Багратион» хватило сил дойти аж до Праги, той, которая предместье Варшавы, и которую штурмовал Суворов. Символично, что именно там, на берегу Вислы, будущий генералиссимус впервые приметил молодого и никому тогда неизвестного Багратиона.
К сожалению, и эта операция нам не обошлась малой кровью, как у Суворова и его учеников. Безвозвратные потери РККА в операции «Багратион» составили 178 507 человек погибших и пропавших без вести, санитарные — 587 308 человек. Всего же 765 815 человек.
Вот так, если вкратце, выглядит битва за Белоруссию. И согласитесь, что изучать тут ещё многим исследователям на многие года найдётся чего.
Ну а я на этом заканчиваю, все статьи по теме битва за Белоруссию в специальной подборке.