Найти тему
Провинциальные хроники

Почему сейчас не вызывают к доске?

Ну, или почти не вызывают. Учителя, набравшие часов, а чаще всего вынужденные это делать по воле администрации, и сейчас таких большинство в школах, не имеют времени выслушивать детей, и чаще всего могут аттестовать детей только через контрольные. Монологи, доска и мел теперь "не в тренде".

От классических этюдов, когда ученик отвечает у доски, рассказывает целый параграф по истории или доказывает у доски теорему и ему не хватает порой урока, чтобы изложить материал, а учитель при этом не торопится, говоря, что звонок — это для учителя, и захватывая ради ответа ученика кусок перемены, когда вся доска может быть исписана мелом, когда учителю важно добиться понимания, от этих классических этюдов остались лишь воспоминания у тех, кто учил или учился в "старой доброй" школе.

Хотя, мне можно возразить, что не все ученики могут и хотели бы отвечать у доски, а иногда даже и с места. Ведь некоторые молчат, опускают глаза, впадают в ступор, явно переживают из-за этого. У кого-то даже начинает болеть живот, поднимается давление от страха. А может быть это и хорошо, что детей теперь всё меньше вызывают к доске, создавая им зону комфорта?

Но ведь дело не в ученике и его ощущениях, сейчас прежде всего важна для учителя наполняемость журнала оценками.

А у учителей по 30-40 часов, плюс огромная бюрократическая (цифровая) нагрузка, которая тяжким бременем ложится учителю на плечи и во время уроков тоже. Они физически не могут и отчёты срочно сдать, и журнал электронный заполнить (если интернет, конечно, есть, а если нет, то в тетрадочку всё записать), да ещё и внимательно выслушать ответ ученика.

В классе 30 или даже 35 учеников, а может быть и 40. У каждого должно быть за четверть не меньше трёх оценок. За триместр, уважаемые читатели, не знаю, сколько нужно. Индивидуальный же ответ ученика наверняка займёт не менее пяти минут.

В былые времена, когда голова учителя не была забита необходимостью отчитаться "за всё и сразу", когда можно было не спеша заполнить бумажный журнал, когда технические средства не отнимали столько времени урока (согласитесь, что неполадки с техникой, интернетом отнимают и время, и здоровье), учитель всё успевал — и спросить, и объяснить.

Теперь всё по-другому, к сожалению. Да, я — учитель старой закалки, поэтому и сочувствую современной школе — и учителям, и ученикам. Индивидуальные ответы школьников большей частью заменяются тестами и контрольными работами. А иначе не аттестуешь и не наберёшь нужное количество оценок.

Контрольные называются и самостоятельными работами, и промежуточными срезами, и итоговыми, но без них никак нельзя при нынешней системе. Откуда брать оценки? Ещё раз повторю, что для индивидуального опроса, для выслушивания монолога ребёнка у современного учителя, загруженного цифровыми отчётами, лишними часами и прочими тонкостями (а их ужас, как много) учительской профессии, просто не хватает времени на то, что испокон века считалось главной задачей учителя.

Традиционная система школьного образования, когда проверялись и закреплялись знания вызовом к доске, на сегодняшний день забыта. Остались, разумеется, учителя, предпочитающие работать по старинке, но их мало, и им трудно, когда вся образовательная система заточена на "натаскивание" к ОГЭ и ЕГЭ. И старые методы, наши "дедовские" методы, почти бесполезны для современных целей и задач.

Да, дети не учатся говорить, не умеют формулировать мысли, да и просто мыслить почти разучились. А между тем электронная школа требует, чтобы учителя брали тесты и задания из системы, а за обращение к этому ресурсу педагогу доплачиваются дополнительные деньги.

Таким образом лучше проходит подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и другим тестам. В общем, учителю деваться некуда — или ты работаешь по правилам, которые тебе диктуют, или ты просто уходишь из школы.

Остаётся только вспоминать, как было раньше. Почти на каждом уроке кого-то из нас вызывали к доске, и мы рассказывали классу и учителю параграфы по истории, географии, передавали содержание глав литературных произведений, доказывали теоремы, решали задачи и примеры.

Учитель слушал, исправлял, если что-то не так, тем самым помогал нам понять, разобраться, часто сам объяснял и рассказывал. И, конечно, бывало всякое — и двойки получали за невыученный урок, и отказывались выходить к доске, и боялись, и нервничали, и радовались успехам. Это была наша обычная школа — без интернета, компьютеров, смартфонов и цифровых заданий.

Ну, вот опять я испытала ностальгию по уходящей старой и доброй школе! Куда от неё денешься! Всем читателям большое спасибо за внимание и терпение! И до новых встреч!