Такой случай реально имел место
Высланный в годы войны из своего запорожского села Эйгенгейм (ныне Листовка) в Кзыл-Ординскую область Казахстана четырнадцатилетний немец Вильгельм Вайсерт познакомился с депортированными туда же чеченцами.
Вилли настолько проникся чеченскими культурой, строгостью нравов, красотой исламской веры, что решил влиться в вайнахский этнос. Тем более, что нашему герою это не так сложно уже было - он много времени проводил рядом с чеченцами. Уже автоматически вставал, когда в комнату входили старшие. За столом занимал то место, что указывали взрослые, не перечил им.
- Меня просто поражало, что чеченцы при всех лишениях в Казахстане, сохраняли свои старинные строгие традиции, - позже делился в интервью герой нашей публикации. - Старейшины учили молодежь чеченским обычаям прямо на морозе, даже когда нечего есть было.
Вилли выучил чеченский язык и принял мусульманскую веру. Взял себе исламское имя Магомед. Женился на чеченке по имени Тамара. И вместе с чеченцами же отправился в 1950-е годы в возрожденную Чечено-Ингушетию. Поселился в селении Мелхчи Гудермесского района.
Плечистый и высокий, основательный мужчина, он работал плотником и строителем, трудился в колхозе и на биохимзаводе.
Говорят, что брат возлюбленной Магомеда даже хотел расправиться с "чужаком, решившим забрать его сестру". Однако ближе познакомившись с Магомедом, узнав его истинные намерения, искреннее желание стать частью чеченского общества, свое мнение изменил. Супруга подарила мужу аж восьмерых детей.
- Очень уж чеченские обычаи мне пришлись по сердцу, - говорил сам Магомед-Хаджи Вайсерт. - Я стал чеченцем по собственному желанию.
Магомед Вайсерт одним из первых жителей Чечни в начале 1990-х посетил священную для всех мусульман Мекку, добавив к имени гордую приставку Хаджи. Носил каракулевую папаху и чеченскую национальную одежду.
Магомед-Хаджи изучил чеченские язык, культуру, веру, настолько, насколько не каждый коренной нохчи знает. Пользовался потому огромным авторитетом среди чеченцев. И даже стал членом Муфтията (духовного управления) Чечни. Был желанным гостем во всех окрестных домах. Люди говорили:
- Сам Магомед-Хаджи заходил в мой дом!
Магомед-Хаджи не покинул Чечню даже в бурные 1990-е годы, хотя мог бы как этнический немец легко уехать на историческую родину в Германию. Но остался в Мелчхи. Взывал к уму и разуму людей, ходил к военным, просил, чтоб не бомбили село... Мирил враждовавших, не допуская кровной мести.
Говорят, как-то некие кровники не хотели мириться между собой. И тогда Магомед-Хаджи заявил им:
- Тогда и мне чIир объявляйте, ведь я всем родственник вам - я же сын всего чеченского народа...
Взаимная вражда тут же прекратилась...
Магомед Вайсерт скончался в 2002-году, в возрасте 72-м лет. Не выдержало сердце. Погребен он в Чечне же. Похороны его стали одними из крупнейших по числу пришедших сюда за последние 40 лет. Пришлось даже трассу "Кавказ" милиции по такому случаю перекрывать.
Имя Магомеда-Хаджи Васейрта ныне носит одна из улиц села Мелчхи. Тут же построена в его честь и мечеть. Один из сыновей нашего героя был главой селения. Другой - тут же муллой.
В Чеченской Республике до сих пор живут многочисленные представители основанного Магомедом-Хаджи рода. Чеченцы, носящие немецкую фамилию Вайсерт.