Обычно руки человека посылают информации больше, чем любая другая часть тела (за исключением лица). Если кто-то подпирает рукой подбородок или сбоку поддерживает голову, это означает, что человек оценивает того, кто находится напротив него.
Нужно отметить, что любой жест вызывает чувство удобства лишь тогда, когда он соответствует вашему настроению.
Позировать художнику на протяжении нескольких часов - не самое веселое времяпрепровождения, поэтому на портретах часто встречаются скучающие позы.
Ниже портрет французского поэта руки Жака Эмиль Бланша. Ощущается, как долго человек просидел уже в этом кресле. Он опирается на подлокотник и поддерживает голову рукой с закрытой ладонью и выставленным пальцем вверх. Поза с оттенком скуки, даже с долей негатива от усталости и монотонности процесса. Поза оценивающая и без интереса рассматривающего того, кто находится напротив него - то есть художника.
Французский художник-самоучка Жан-Эмиль Бланш стал настоящим новатором в этой сфере, стараясь передать характер личности через движения, позы. Именно его картины стали наглядным пособием для изучения языка жестов.
Портрет леди Берты Капель также подчеркивает длительность позирования художнику. Девушка поставила локоть на колено и подперла голову. От скуси она, возможно, окунулась в свои размышления. Глаза отведенные вверх и в сторону говорят об отстраненности ее мыслей.
На портрете ниже Альберт Линч изобразил леди с оценивающим выражением в позе тела: она подпирает щеку закрытой ладонью, а указательный палец направлен вверх.
Можем сравнить этот жест закрытой ладони с открытой на следующем портрете, который все хорошо известен. Ренуар изобрази актрису Жанну Самари одновременно улыбающаяся и задумчивая. Она опирается подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом.
Немецкий художник Георг Пенц помещает меланхолию в скромную домашнюю обстановку. От Дюрера здесь традиционные циркуль и книга, возможно, отсылающие к известному афоризму из библейской книги Экклезиаста: «Многие знания — многие печали».
Работа голландца Питера Кодде переносит зрителя в пространство то ли рабочего кабинета, то ли студенческой комнаты. Это лаконичная, но выразительная иллюстрация популярного в то время представления о меланхолии как профессиональной деформации, типичном недуге студентов, учёных, писателей (лат. morbus litteratorum, англ. misery of scholars). Объясняли её изолированностью и замкнутостью помещений, а также быстрым истощением умственных сил.
"Меланхолия" Эдварда Мунка. На картине изображён печальный молодой человек, сидящий, подперев голову рукой, на пустынном каменистом побережье. Герой картины — это близкий друг Мунка Яппе Нильсен, на момент написания картины вовлечённый в несчастливый роман с Одой Крог, супругой влиятельного художника Кристиана Крога.
Работа Бартоломеуса Хоффера — синтез жанров студийного портрета и барочного натюрморта. Пресыщенный интеллектуальными штудиями (книги, глобус) и земными благами (монеты, драгоценности) меланхолик бесстрастно взирает на зрителя. Опять рука подпирает голову. В его глазах — вселенская тоска. Еще и морщины на лбу собрались в гармошку, будто глубоко задумался о чем-то нехорошем.
Всем кто рисует людей или хочет лучше понимать живопись я советую книгу "Язык телодвижений", которую написал Аллан Пиз. Эксперты языка тела Алан и Барбара Пиз написали уже 15 книг на тему невербальной коммуникации. Кому-то даже с людьми станет проще общаться, пользуясь некоторыми секретиками.