Вовлеченность учеников на уроке - это один из главных эффектов активного обучения.
Что такое вовлеченность?
Известно, что человеку доступны следующие каналы изучения информации:
- человек может слышать информацию (лекция, рассказ, инструкция)
- человек может видеть информацию (аудио, видео, чтение)
- человек может делать что-то и осваивать информацию (практическая работа)
- человек может говорить и осваивать информацию (устный ответ, дискуссия, обсуждение).
Давайте посмотрим как перечисленные каналы работают с точки зрения вовлеченности ученика в урок.
💡Слушание
Например, в классе ученики слушают учителя. В классе тишина, глаза всех учеников направлены на учителя. У учителя складывается впечатление, что сейчас все ученики воспринимают и понимают его информацию. Но это иллюзия. Природа человека такова, что даже при очень большом желании слушать учителя, ресурс префронтальной зоны коры головного мозга очень ограничен. Мысль у человека может блуждать вне зависимости от его желания. Мысль, она уходит и всё) Человек ее может вернуть усилием воли, но потом также потерять.
Учитель может вовлекать учеников вопросами, но и тут не все отлично. По данным одного исследования только 14,8% учеников вовлечены и действительно в работу при такой форме обучения.
💡💡Просмотр
Применения аудио и видео материалов увеличивает включенность.
💡💡💡Деятельность и говорение
Максимальное вовлечение происходит, когда человек говорит или выполняет практические действия.
🧠Правила активного урока
На активном уроке ученики:
📍5-10% времени от урока - слушают
📍20-30% времени от урока - говорят
📍50- 60% времени от урока выполняют практические задания.