Найти тему
Первые лица

Зарубежные юрисдикции для российского бизнеса

Продолжая тему налогового структурирования международного бизнеса, следует сделать ремарку о его инструментарии, несправедливо принимаемым обывательским умом, как один из способов ухода от налогов или вывода денежных средств за рубеж. Привычные для всех понятия «офшор» «налоговый рай», «налоговая гавань», обретают на сегодняшний день иной смысл, создав повод для усиленных мер правового воздействия со стороны межправительственных организаций и интегрированных экономических сообществ (ОЭСР, ЕС, ЕАЭС, БРИКС).

Так, в качестве антиуклонительных мер в рамках международной налоговой политики, в 2013 году лидерами стран G20 и ОЭСР был разработан План BEPS(Base Erosion and Profit Shifting) – действия по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и вывод прибыли из-под налогообложения, который включил в себя следующие меры:

1. Решение налоговых проблем и особенности налогообложения в эпоху «цифровой экономики»

2. Нейтрализация т. н. «гибридных схем»

3. Повышение эффективности правил о Контролируемых Иностранных Компаниях (правил КИК)

4. Борьба с размыванием базы налогообложения через выплату процентов и других финансовых транзакций

5. Общее противодействие «недобросовестной налоговой практике», принимая во внимание вопросы прозрачности и реального экономического содержания компаний

6. Предотвращение злоупотреблений положениями договоров об устранении двойного налогообложения

7. Предотвращение применения схем искусственного избежания статуса «постоянного представительства»

8. Разработка правил трансфертного ценообразования в части нематериальных активов

9. Разработка правил трансфертного ценообразования в части рисков и капитала

10. Разработка правил трансфертного ценообразования в части других транзакций с высоким риском

11. Разработка методов сбора и анализа информации в отношении размывания налоговой базы и вывода доходов из-под налогообложения.

12. Внедрение правил, требующих раскрывать «приёмы агрессивного налогового планирования»

13. Оптимизация требований в отношении документирования трансфертного ценообразования и «пострановой отчетности»

14. Разработка и повышение эффективности механизмов решения споров между странами по налоговым вопросам

15. Разработка всеобъемлющей многосторонней конвенции по вопросам международного налогообложения в целях модификации существующих налоговых договоров между странами.

Обо всех из вышеперечисленных мерах я еще неоднократно заострю внимание в своих статьях, а пока, учитывая широту их воздействия, напрашивается вывод о том, что любая деятельность компании, связанная не только с классической схемой работы через юрисдикцию стран, признаваемых офшорными (такие как Багамы, Белиз, Бермуды, Мэн и пр.), но и связанная с регистрацией бизнеса в налоговых юрисдикциях стран, не являющихся таковыми, однако предоставляющими максимальные налоговые льготы, будет оцениваться, как способ уклонения от уплаты налогов, если будет установлено, что указанный процесс направлен исключительно на получение налоговой выгоды, в отсутствие деловой цели и экономической целесообразности для бизнеса. Правотворческая деятельность в области борьбы с агрессивным налоговым планированием состоит в имплементации положений, разрабатываемых на международном уровне в национальное законодательство, а также их широкое применение в судебной практике.

Грань между добросовестным поведением налогоплательщика и его полным антиподом тонка. Все это может оборачиваться в ситуации, называемые налоговыми спорами. В данной статье краеугольно затронуты ситуации недобросовестного поведения, но при этом указаны те болевые точки, на которые сегодня обращает внимание и российская налоговая служба. Эти, так называемые тесты следует учитывать перед тем, как готовиться к совершению трансграничных операций и (или) при регистрации (равно релокации) международного бизнеса с его холдинговыми структурами. Ключевым моментом, в этом случае для российского налогоплательщика при взаимодействии с отечественным фискальным органом будет отсутствие намерения по переносу «центра прибыли» в низконалоговую зарубежную юрисдикцию.

В противном случае, к последнему могут быть применены последствия, связанные с трансфертным ценообразованием, а также правилами тонкой капитализации. В первом случае это ситуации, при которых российский налогоплательщик контролирует цену отпускаемого товара через подконтрольную зарубежную структуру. При выявлении схемы, налогоплательщику доначисляется неуплаченный налог с реальной рыночной цены товара, отправленного за рубеж по подозрительной цене (статья 40 НК РФ). Второй случай относится к выплате процентов по займам, которые со стороны налогового органа могут быть переквалифицированы на выплату дивидендов (ст.269 НК РФ). Не нужно забывать и про правила, установленные налоговым законодательством для контролируемых иностранных компаний (статья 25.13 НК РФ).

Говоря об эффективном ведении бизнеса за рубежом, невозможно не затронуть практические возможности, которые сегодня дают юрисдикции дружественных нам стран.

ОАЭ

На сегодняшний день одна из самых динамичных и быстроразвивающихся экономик мира, где имеет место привлекательная для предпринимателей и инвесторов деловая среда.

В качестве налоговых стимулов следует отнести: освобождение от уплаты налогов на прибыль и доходы; очень низкие ставки налогообложения, особенно для корпоративного сектора (0-9%); освобождение от импортных пошлин, налоговые каникулы, субсидии, гранты.

Ключевые источники налоговых поступлений – НДС со ставкой 5% и как это было уже сказано, корпоративный налог – 9% (при превышении прибыли 100 000 $).

Одной из ключевых особенностей налоговой системы ОАЭ является отсутствие налога на доходы физических лиц. Это делает страну привлекательной для высококвалифицированных специалистов и инвесторов.

В государстве активно развиваются специальные экономические зоны, с привлекательными налоговыми условиями для бизнеса. Следует выделить свободные экономические зоны, где компании освобождены от уплаты корпоративного налога, налога на прибыль и НДС. Также функционируют зоны, специализирующиеся на экспортно-ориентированной деятельности, с нулевой ставкой корпоративного налога. Для инновационных компаний в стране создаются технологические и научные парки.

Процесс регистрации бизнеса осуществляется Федеральной налоговой администрацией. Для плательщиков НДС существует обязанность подавать налоговые декларации ежеквартально (в течение 28 дней после окончания каждого квартала). Порядок расчета аналогичен российскому НДС – как разница между начисленным НДС с продаж и НДС, уплаченным по закупкам. Для правильности исчисления и во избежание штрафов со стороны налоговой администрации, необходимо тщательно вести учет входящего и исходящего НДС. Освобождаются от уплаты НДС следующие сферы:

- образование;

- здравоохранение;

- финансовые услуги;

- аренда жилья;

Экспортеры и иностранные инвесторы, приобретающие недвижимость в ОАЭ, могут рассчитывать на возмещение НДС, уплаченного при строительстве или ремонте объектов.

Отличия НДС в ОАЭ и НДС в России

Ставки

Освобождение

Возмещение

В ОАЭ базовая ставка НДС составляет 5%, в то время как в России она равна 20%. Такая разница призвана сделать ОАЭ более привлекательным местом для ведения бизнеса и инвестиций

В ОАЭ целый ряд социально значимых сфер, таких как образование, здравоохранение и аренда жилья, полностью освобождены от НДС. В России действует более ограниченный список освобожденных категорий

В ОАЭ действуют более широкие возможности для возмещения НДС, в частности для экспортеров, инвесторов и иностранных туристов. Это способствует развитию экономики Эмиратов

Наиболее распространенные налоговые нарушения

- несвоевременная регистрация компаний;

- просрочка уплаты НДС;

- неверное декларирование.

Турция

-2

Двумя основными налогами, посредством которых осуществляется налогообложение прибыли и доходов в Турции, являются налог на доходы и корпорационный налог.

Основной прямой налог, приносящий наибольшие поступления в бюджет, по сравнению с иными прямыми налогами, является налог на доходы физических лиц.

Доходом является чистая доля полученных физическим лицом в течение одного календарного года денежных поступлений от осуществления различных видов коммерческой, профессиональной или трудовой деятельности, а также использования внеоборотных и оборотных финансовых активов. Таким образом, плательщиками данного налога являются физические лица – налоговые резиденты и налоговые нерезиденты Турции, при этом первые несут полную, а последние – ограниченную налоговую ответственность.

Налоговое резидентство физических лиц определяется на основании принципа домицилия, то есть все лица, местом жительства которых является Турция, признаются налоговыми резидентами, кроме того, в качестве налоговых резидентов рассматриваются лица, считающиеся проживающими в Турецкой Республике. Лицо считается проживающим в Турции, если оно находится в течение одного календарного года более шести месяцев в Турецкой Республике. Дополнительным критерием является национальный статус лица, в соответствии с ним налоговыми резидентами Турции также признаются турецкие граждане, проходящие службу заграницей, а также осуществляющие деятельность в филиалах компаний, головной офис которых расположен в Турции.

Кроме того, плательщикам налога на доходы также являются члены товарищества, при этом в соответствии с принципом прозрачности сами товарищества не рассматриваются как субъекты корпорационного налога.

Доход от участия в капитале компаний, дивидендов и иных финансовых активов подлежит налогообложению у источника по фиксированной ставке в размере 15 %.

На налогоплательщиков, получающих доходы от коммерческой или профессиональной деятельности и подлежащих налогообложению прямым способом на основании фактических результатов хозяйственной деятельности, возлагается дополнительная обязанность по уплате авансовых платежей по фиксированной ставке в размере 15 %.

Для корпорационного налога в Турции применяется плоская шкала. С 1 января 2021 года налоговая ставка составляет до 20 % для субъектов банковского и финансового сектора, а для остальных налогоплательщиков – до 18 %.

Налоговые ставки по налогу на недвижимое имущество зависят от его назначения: для жилых зданий налоговая ставка составляет 0,1 %, а для нежилых – 0,2 %. Налоговая ставка по обычным земельным участкам составляет 0,1 %, а для земельных участков, предназначенных для застройки, установлена налоговая ставка в размере 0,3 %.

В рамках налога на недвижимое имущество установлено освобождение от обязанности по уплате налога общественных организаций и кооперативов.

Предметом НДС является реализация товаров и услуг на территории Турецкой Республики, а также импорт товаров и услуг из других государств. Налогоплательщиками признаются физические и юридические лица, осуществляющие облагаемые НДС операции. Налоговая база определяется как стоимость реализованной продукции без учета налога и скидок. Подлежащий уплате НДС рассчитывается как разница между начисленным НДС и НДС, уплаченным при покупке товаров и услуг, используемых в облагаемых НДС операциях. Несмотря на то, что базовая налоговая ставка определена на уровне 10 %, Совету Министров, а после референдума от 16 апреля 2017 года Президенту Турции, предоставлены полномочия по уменьшению данной ставки до 1 % и увеличению в пределах четырехкратного размера.

Закон «Об НДС» предусматривает достаточно широкий перечень налоговых льгот в виде освобождений отдельный операций из-под налогообложения. В Турции предусмотрена система tax free, предполагающая возврат НДС иностранным туристам в отношении товаров, вывозимых заграницу, с целью стимулирования притока иностранной валюты и туристического спроса на турецкую продукцию. Условиями возврата иностранным туристам уплаченного НДС являются осуществление покупки у продавцов, имеющих сертификат налогового органа о разрешении возврата НДС, а также превышение суммы покупки 100 TRY. Помимо экспорта товаров из-под налогообложения освобождается экспорт услуг при условии притока иностранной валюты на территорию Турецкой Республики. Налоговая декларация в рамках налоговой льготы по экспорту услуг подается до получения выручки в иностранной валюте, однако уплаченный НДС подлежит возмещению только при наличии подтверждения притока иностранной валюты. Такой механизм направлен на поддержание курса турецкой валюты с целью противодействия возросшему уровню инфляции.

СИНГАПУР

-3

Преимущества регистрации бизнеса в Сингапуре

• наличие широкого спектра услугодателей мирового уровня, предлагающих разносторонние финансовые, юридические и иные деловые услуги;

• свободный ввоз и вывоз любой валюты в неограниченном количестве;

• государственный статус английского языка;

• упрощенная система законодательства, основанная на общем праве Великобритании

• наличие соглашений с крупнейшими экономиками мира

• наличием договоров об избежании двойного налогообложения со многими странами

• возможность управления бизнеса из-за рубежа (но при этом у компании должен быть сертифицированный директор, являющийся резидентом государства)

Процедура открытия бизнеса

Для нерезидентов Сингапура требуется предоставить копию загранпаспорта и рекомендательное письмо из банка или выписку по счету.

Юридическое лицо, зарегистрированное в Сингапуре, должно иметь зарегистрированный офис в стране, который доступен для общественности не менее 3 часов в обычное рабочее время каждый рабочий день.

До регистрации компании в Сингапуре необходимо получить реальный юридический адрес, который указывается в официальных документах и для которого требуется уведомление о его местоположении.

Уведомление о местоположении офиса и его рабочих часах должно быть подано вместе с учредительным договором и уставом при регистрации компании и при любых последующих изменениях.

Если офис открыт не менее 5 часов в обычное рабочее время каждый рабочий день, уведомление о днях и часах работы не требуется.

Несоблюдение этих требований может привести к нарушению закона и подлежит штрафу до $5,000, а также пеням за несвоевременную оплату штрафа.

Особенности ведения бизнеса для юридических лиц

Иностранная компания не считается осуществляющей деятельность в Сингапуре:

• является или будет являться стороной какой-либо жалобы или иска

• проводит заседания совета директоров или акционеров либо осуществляет иную деятельность, связанную с ее внутренними делами;

• имеет банковский счет;

• осуществляет какую-либо продажу через независимого подрядчика;

• ходатайствует о выдаче какого-либо приказа, который может стать обязательным договором только в случае его принятия за пределами Сингапура;

• создает долговые свидетельства или залоги движимого или недвижимого имущества;

• обеспечивает или взыскивает какие-либо свои долги или обеспечивает применение ее прав в отношении ценных бумаг, связанных с такими долгами;

• заключает отдельную сделку, которая должна быть исполнена в течение 31 дня и не является одной из серии повторяемых аналогичных сделок;

• инвестирует какие-либо свои фонды или владеет имуществом;

• учреждает офис по передаче и регистрации акций; или

• посредством связанной корпорации осуществляет какую-либо сделку, лицензированную или одобренную в рамках какого-либо статута Валютным управлением Сингапура, учрежденным в рамках Закона о валютном управлении Сингапура (ст. 186), в рамках соглашения, одобренного Валютным управлением.

Преимущества для торговых компаний

Для импорта товаров - получение IN разрешения через систему TradeNet.

Для экспорта товаров - получение OUT разрешения через систему TradeNet.

Для контролируемых товаров или тех, которые перемещаются по железной дороге или автомобильным транспортом - разрешение должно быть получено до экспорта.

• Если товар не относится к контролируемым и перевозится морским или воздушным путем, разрешение может быть получено в течение 3 дней после экспорта.

• Для товаров, ввезенных по программе временного ввоза, разрешение получается перед экспортом.

• Импорт/экспорт товаров, не подпадающих под таможенный контроль на сумму не более 400 SGD (320 USD), может осуществляться без разрешения.

Контролируемые товары требуют дополнительного разрешения.

Высокотехнологичные товары могут подлежать экспортному контролю со стороны страны-экспортера и потребовать сертификат на ввоз и подтверждение поставки (ICDV) через Сингапурскую таможню.

Налоги и сборы

Income Tax (Налог на прибыль) - Для физических лиц ставка налога прогрессивная от 0 до 20%, для компаний действует единая ставка налога в 17%.

Property Tax (Налог на собственность) - Исчисляется исходя из потенциальной прибыли от сдачи собственности в аренду.

Motor vehicle taxes (Налог на транспортные средства) - Огромный налог на автомобили и мотоциклы, направленный на снижение количества техники во избежание пробок.

Customs & Excise Duties (Таможенные акцизы) - Акцизами облагаются в основном алкоголь, табачные изделия и нефтепродукты.

Goods & Services Tax (GST) (Налог на товары и услуги) - Налог на товары и услуги (GST) применяется для продажи на местном рынке товаров и услуг, произведенных в Сингапуре - 7%.

Betting Taxes (Налог на выигрыш)

Stamp Duty (Гербовый сбор) - налог на коммерческие и юридические документы, подтверждающих право собственности на недвижимость и акции компаний.

Service Charge (Сервисный сбор) - сервисный сбор в размере 10% используется в компаниях, оказывающих различные услуги.

Foreign Worker Levy (Налог на иностранную рабочую силу)

Таможенный и акцизный налоги. К налогооблагаемым товарам относятся: алкогольные напитки, табачные изделия, автомобили и нефтепродукты. Налоги взимаются на адвалорной основе или по фиксированной ставке.

• Фиксированная ставка составляет 300 SGD (240 USD) за кг на определенный вес или иное количества товара.

Налог на товары и услуги

GST потребительский налог - адвалорная ставка - 7% от стоимости товара.

Не облагаются GST финансовые услуги, продажа и аренда жилой недвижимости, импорт и местные поставки драгоценных металлов, используемых для инвестиций, а также товары, поставляемые на экспорт и международные услуги.

Налогооблагаемая база для расчета GST берется из расчета CIFплюс стоимость всех пошлин и других расходов, даже не отраженных в счете.

Для крупных экспортеров и импортеров в Сингапуре действуют специальные программы.

• Регистрация GST является обязательной, если оборот бизнеса за последние 12 месяцев больше или равен SGD $ 1 000 000.

Исходящий GST после регистрации для уплаты GST включается в счета всех поставок и продаж. Этот налог уплачивается в IRAS.

Входящий GST - это налог, уплачиваемый поставщикам товаров и услуг (включая импорт товаров), который по требованию налогоплательщика подлежит возмещению после оплаты приобретенного товара или услуги.

• IRAS - Налоговое управление Сингапура

Подоходный налог

Налоговыми резиденты

· страны считаются граждане Сингапура, имеющие статус PR (ПМЖ), а также иностранцы, проживающие в Сингапуре более 183 дней в году. Доходы налоговых резидентов облагаются по прогрессивной шкале в зависимости от суммы дохода.

· Ставка налога при этом составляет от 0 до 20%.

· При этом резиденты страны имеют право на применение различных схем снижения налогообложения и налоговых вычетов.

Налоговые нерезиденты:

· в Сингапуре считаются иностранцы, прожившие или работавшие в Сингапуре менее 183 дней в году, включая директоров местных компаний, не имеющих рабочей визы

· Доходы нерезидентов облагаются налогом по более высокой ставке, чем доходы резидентов

· Ставка налога является фиксированной и составляет 15%

· Доходы директоров местных компаний, доход от консалтинговой и других видов деятельности облагаются налогом по ставке 20%.

КИТАЙ

-4

Эта страна притягивает к себе не только туристов, но и международный бизнес. В Китае действует единый правовой режим налогообложения прибыли для всех предприятий и единая ставка корпоративного подоходного налога 25%. В стране также действуют свободные торговые зоны, предлагающие упрощенные процедуры для регистрации бизнеса, более прозрачные регулятивные нормы, а также многочисленные таможенные и налоговые льготы. Это позволяет иностранным компаниям, как расширить свое присутствие на китайском рынке, так и участвовать в международной торговле и обмене технологиями.

Свободные торговые зоны Китая

Шанхайская свободная торговая зона: финансовые услуги, международная торговля, перевозка грузов и профессиональные услуги.

Тяньцзинская свободная торговая зона: логистические и международные торговые услуги.

Фуцзянская свободная торговая зона: туризм, культура, сельское хозяйство.

Гуандунская свободная торговая зона: инновации и высокие технологии, финтех, биотехнологии.

Чжэцзянская своодная торговая зона: нефтехимическая промышленность, международная торговля сырьевыми материалами.

Ляонинская свободная торговая зона: автомобильная промышленность, судостроение, тяжелая промышленность.

Чунцинская свободная торговая зона: электроника, высокотехнологичная промышленность, информационные технологии.

Хэйлунцзянская свободная торговая зона: лесная промышленность, сельское хозяйство, современное оборудование.

Сычуанская свободная торговая зона: биотехнологии, аэрокосмическая промышленность.

Хэбейская свободная торговая зона: строительство, производство новых материалов и технологий.

Процесс налогового структурирования с использованием юрисдикции Китая и регистрации в данном государстве международного бизнеса имеет ряд рабочих нюансов.

Так, согласно статье 47 Закона Китая «О налоге на прибыль предприятий», налоговые органы вправе произвести перерасчет суммы налога в случае осуществления предприятием сделок, не имеющих разумной коммерческой цели и уменьшающих сумму выручки или налогооблагаемого дохода данного предприятия.

Статья 120 Правил реализации Закона Китая «О налоге на прибыль предприятий» содержит правило, согласно которого сделка не имеет разумной коммерческой цели, если ее основной целью является снижение, освобождение или отсрочка уплаты налогов.

В налоговом законодательстве Китая имплементированы нормы, предусматривающие GAAR (General Anti-Abuse Rule) – общие правила борьбы со злоупотреблениями, связанными с уклонением от уплаты налогов. Данные правила применяются к компаниям, применяющим следующие схемы уклонения:

· неправомерное использование налоговых преференций (льгот);

· неправомерное использование международных налоговых соглашений;

· неправомерное использование форм корпоративной организации;

· избежание уплаты налогов с помощью налоговых убежищ;

· другие схемы, не имеющие разумных деловых целей.

При проведении теста на выявление схемы обхода налогового закона, ставятся такие вопросы, как: время заключения и срок исполнения сделки; способ исполнения сделки; все стадии сделки и связь между составными частями сделки (схемы); изменение финансовых условий для каждой из сторон сделки; налоговые последствия сделки.

Налоговые органы Китая могут заново установить природу схемы по обходу налогового закона и отменить налоговую выгоду, полученную в связи с реализацией этой схемы. Если предприятия не имеют экономической сущности, то налоговые органы могут игнорировать (отрицать) существование таких предприятий.

Кейс из практики

Местные налоговые органы Китая проигнорировали существование компании специального назначения (SPV), расположенной в Сингапуре и владеющей долей в китайской компании, и доначислили налог на прирост капитала, полученный материнской компанией SPV от продажи SPV покупателю из Китая. Позиция налогоплательщика состояла в том, что налоговые органы не имеют полномочий облагать налогом на прирост капитала доход, полученный нерезидентом от продажи акций его дочернего предприятия. Налоговым органом в ходе проверки было установлено:

- у SPV отсутствует экономическое содержание – предприятие не имело деловой активности и активов, было создано менее чем за 12 месяцев до сделки;

- сделка была переквалифицирована в прямую продажу нерезидентом акций китайской компании, которыми владела SPV;

- сингапурская компания-продавец была вынуждена заплатить подоходный налог в Китае по ставке 10% от прироста капитала, как если бы он был получен от прямой продажи акций китайской компании;

Также налоговым органом было установлено, что SPV зарегистрирована в Барбадосе компанией США, впоследствии произошла продажа ею акций в китайской компании. Акции китайской компании покупались у одного из ее акционеров и в последствии продавались ему же. Однако между данными сделками покупки и продажи акционер китайской компании в течение месяца инвестировал в нее значительные средства, в связи с чем прирост капитала SPV от продажи акций составил 12.1 млн долл.

Позиция налогового органа:

- сделка по продаже акций была фиктивной и имела единственную цель получения налоговой выгоды

- Барбадосская компания не была резидентом Китая в целях налогообложения

- SPV не является резидентом Барбадоса

- не подлежит освобождению от налогообложения согласно статье 13 международного налогового соглашения, заключенного между Китаем и Барбадосом.

Таким образом, в рамках защиты интересов клиента, осуществляющего бизнес в Китае (либо имеющего такое намерение) необходимо руководствоваться комплексом мер GAAR, установленных налоговым законодательством Китая. Если действия доверителя направлены на уклонение от уплаты налогов, путем получения налоговых льгот, предусмотренных соответствующей юрисдикции, а планируемые сделки заведомо не имеют деловой цели, то следует его предупредить о последствиях связанных с непризнанием китайским налоговым органом компании специального назначения (SPV), и как следствие с доначислением неуплаченной недоимки, включая штрафные санкции.

ВЬЕТНАМ

-5

Является одним из самых динамично развивающихся стран в Юго-Восточной Азии. С момента вхождения Вьетнама во Всемирную торговую организацию, показатель желающих открыть свой бизнес на его территории значительно увеличился.

Перед запуском бизнеса во Вьетнаме стоит учесть множество факторов.

· исследование рынка: первым шагом является изучение рынка Вьетнама и определение потенциальных возможностей для вашего бизнеса.

· бизнес-план: разработайте подробный бизнес-план, который описывает вашу бизнес-идею, цели, стратегии маркетинга и финансовые прогнозы.

· регистрация компании: для регистрации компании во Вьетнаме, вам потребуется помощь юриста, специализирующегося на бизнес-праве.

· виза и разрешение на работу: для работы в своей компании вам потребуется рабочая виза и разрешение на работу.

· финансирование: имейте в виду, что открытие бизнеса может потребовать значительных финансовых вложений.

· найм персонала: при необходимости наймите местных сотрудников, которые помогут вам управлять вашим бизнесом.

· маркетинг и продвижение: определитесь с целевой аудиторией и ее географией; разработайте стратегию маркетинга и продвижения вашего бизнеса для того, чтобы оказаться заметным среди своих клиентов.

· соблюдение местных законов и норм: убедитесь, что вы соблюдаете все местные законы и нормы, касающиеся бизнеса.

Открытие филиала российской компании во Вьетнаме

1. Копия свидетельства о регистрации компании за рубежом (переведенная на вьетнамский язык, удостоверенная апостилем Вьетнамского консульства в России);

2. Приказ о назначении руководителя филиала;

3. Копия аудиторского заключения по финансовой отчетности компании за последний финансовый год (переведенная на вьетнамский язык, удостоверенная апостилем Вьетнамского консульства в России);

4. Копия паспорта или удостоверения личности гражданина, заверенная нотариально (если это вьетнамский гражданин) или копия паспорта, заверенная нотариально (если иностранец) руководителя филиала;

5. Документы о местоположении, в котором планируется разместить филиал офиса (соглашение об аренде, покупке, дарении, заверенные нотариально).

Подготовка к открытию филиала включает в себя также изучение вьетнамской культуры и обычаев, чтобы адаптировать свою бизнес-стратегию под местные условия. Компания должна учитывать предпочтения и потребности вьетнамского населения, чтобы успешно войти на местный рынок.

Важным аспектом открытия филиала является также налоговое планирование. Компания должна изучить налоговые ставки и правила, действующие во Вьетнаме, чтобы оптимизировать свои налоговые обязательства и соблюдать все требования вьетнамского законодательства.

Налогообложение российского бизнеса

Налогообложение зависит от типа деятельности, формы собственности и других факторов. Вот некоторые основные аспекты, которые российский бизнес должен учитывать:

- корпоративный налог: компании, зарегистрированные в Вьетнаме, обязаны уплачивать налог на прибыль, который включает в себя налоговую ставку на прибыль и методы учета доходов и расходов. Налоговая ставка на прибыль может варьироваться в зависимости от типа деятельности и размера прибыли.

- налог на добавленную стоимость (НДС): если бизнес осуществляет продажи товаров или услуг в Вьетнаме, он может быть обязан уплачивать НДС. Налоговая ставка на НДС может различаться в зависимости от категории товаров или услуг. Российская компания должна следить за изменениями в законодательстве по НДС и правильно оформлять налоговые документы.

- зарплатные налоги и взносы: если компания имеет сотрудников в Вьетнаме, она обязана уплачивать налоги и взносы на социальное страхование с их заработной платы в соответствии с местными законами о труде.

- другие местные налоги и сборы: кроме корпоративного налога и НДС, могут существовать другие местные налоги и сборы, такие как налог на недвижимость или местные сборы за использование ресурсов.

- соглашения об избежании двойного налогообложения: соглашения между Россией и Вьетнамом об избежании двойного налогообложения могут влиять на налогообязательства российских компаний. Эти соглашения могут определить, какие доходы облагаются налогами в каждой из стран и какие льготы предоставляются.

- бухгалтерская и налоговая отчетность: российский бизнес должен соблюдать местные требования по бухгалтерской и налоговой отчетности, включая сроки подачи налоговых деклараций и отчетов.

Налоговая система Вьетнама крайне сложна и запутана. К тому же она постоянно корректируется, поэтому самостоятельно разобраться в налоговых обязательствах нерезиденту практически невозможно.

Особенности валютного регулирования и перемещения капитала

Государственный банк Вьетнама строго контролирует валютные операции. Разрешено покупать валюту у коммерческих банков госпредприятиям и вьетнамским частным компаниям, а также иностранным, работающим в импортозамещающих и других важных отраслях. Обычно они включены в так называемую инвестиционную лицензию. Имейте в виду, что право на конвертацию валюты не гарантирует ее доступность. Этот контроль осуществляется Национальным банком Вьетнама (State Bank of Vietnam) и включает в себя следующие аспекты:

- валютные операции и контроль за капиталом: Вьетнам осуществляет строгий контроль за капиталовложениями и валютными операциями. Это означает, что как резиденты (физические и юридические лица, зарегистрированные в стране), так и нерезиденты (иностранные компании и физические лица), подвергаются ограничениям и правилам в отношении перемещения капитала и проведения валютных операций через границу.

- лицензии и разрешения: для многих международных финансовых операций и валютных платежей требуется получение соответствующих лицензий и разрешений от Национального банка Вьетнама. Это включает в себя разрешения на открытие и управление внешними счетами в иностранной валюте.

- валютные курсы: Вьетнам имеет официальный курс доллара США к донгу (VND), который регулярно обновляется. Компании и физические лица должны использовать официальный курс при проведении валютных операций.

- инвестиции и репатриация средств: для иностранных компаний и инвесторов, работающих во Вьетнаме, важно знать правила вложения и вывода капитала. Репатриация прибыли и возврат капитала за границу также может подвергаться ограничениям и требованиям.

- санкции и ограничения: Вьетнам соблюдает международные санкции и может ограничивать финансовые операции с определенными странами и организациями в соответствии с международными решениями.

- обязанности отчетности: компании, занимающиеся международной деятельностью, обязаны предоставлять отчетность о своих валютных операциях и соблюдении валютных правил в соответствии с требованиями местных налоговых органов и Национального банка Вьетнама.

При организации российского бизнеса за рубежом, чтобы избежать обвинений в агрессивном налоговом планировании, или если выражаться проще, чтобы не стать участником международной «налоговой схемы», необходимо учитывать как специфику законодательства принимающей стороны так и имплементированных в него международных норм и правил (GAAR, План BEPS)

Подводя итог хочу добавить, что на сегодняшний день место для развития российского бизнеса на международной арене не оттеснено, а доступ к мировым рынкам, в отсутствие ранее привычных инструментов, разрешается более новыми. В этой статье я указал на плюсы, связанные с регистрацией российского бизнеса за рубежом. Что же касается определенных недостатков, которые несут в себе банковское обслуживание, валютный контроль трансграничных операций (не всегда работающие на пользу добросовестному налогоплательщику), то это являет собой некие издержки для самого бизнеса, о которых поведаю в своих новых статьях.

Адвокат, аттестованный налоговый консультант

Член Адвокатской палаты Калининградской области

Член Ассоциации налоговых консультантов

Одайник Александр